Система права -это исторически сложившая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.
Самым крупным элементом системы права (не считая объединения отраслей права в определенные группы) является отрасль права.
Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения.
Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на субинституты, институты, подотрасли).
Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты и т. д.
Отрасли различаются между собой2 главными критериями:
- предметом (показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права)
|
|
- методом правового регулирования (какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения)
Виды отраслей:
1. базовые – КП, ГП, УП и АП, а также соответствующие им процессуальные отрасли ГПП, УПП и АПП;
2. специальные – юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества – ТП, ЗП, ФП и т.д.;
3. комплексные – соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей – Экологическое, Информационное, Предпринимательское право;
4. первичные – к ним относят так называемые традиционные отрасли – УП, ГП;
5. вторичные – выделившиеся из традиционных отраслей – из ГП выделились семейное и трудовое право.
Предмет правового регулирования составляют однородные общественные отношения. Каждая отрасль имеет свою сферу правового воздействия, следовательно, свой собственный предмет регулирования.
Общественные отношения могут стать предметом правового регулирования, если:
они отличаются устойчивостью и повторяемостью;
государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы и, следовательно, в охране и защите их;
отличаются способностью к внешнему контролю — судебному, административному, со стороны государства.
Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:
1. общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;
2. часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.
Главными критериями, позволяющими отграничить одну отрасль права от другой являются:
|
|
• Предмет правового регулирования – какие общественные отношения регулирует данная отрасль права;
• Метод правового регулирования – какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения.
Предмет правового регулирования – составляют однородные общественные отношения – каждая отрасль имеет свой собственный предмет регулирования. Позволяет определить правовое положение субъектов, порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей, средства их обеспечения, характер санкций. Два главных метода:
Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Методы зависят от характера предмета правового регулирования. Два основных:
• императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности) – характерен для УП, АП, НП;
• диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении) – характерен для СП, ГП.
• Существуют также дополнительные методы – поощрительный и рекомендательный – но самостоятельно они практически не применяются.