double arrow

Правотворчество: понятие, виды, принципы

Правотворчество - это деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

- монопольную деятельность государства, т.к. все норм права создаются государством, последнее придает им статус общеобязательных правил поведения. Правотворчество - это государственная деятельность, направленная на регулирование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений;

- созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

- процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным.

Виды правотворчества:

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды:

1. Законотворчество — один из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы — законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов.

2. Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отличается такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти.

Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.

3. Непосредственное правотворчество (референдум) - самостоятельный вид правотворчества, поскольку референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Особенности:

- решения референдума обладают высшей юридической силой;

- эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;

- референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, отсутствии какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;

- организация и проведение референдума осуществляются государством. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме.

4. Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в РФ не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество органов МСУ, так как эти органы не входят в государственную систему, но вправе принимать нормативные акты по вопросам местного значения. Это право делегировано им государством.

В РФ практика делегированного законотворчества не применяется, однако известно законозаменяющее правотворчество Президента РФ, когда он издавал указы по вопросам, не урегулированным законами. Такую практику вряд ли можно признать правомерной. В данном случае происходят вторжение Президента в сферу законотворчества; подмена закона подзаконными актами; имеет место девальвация формы закона, появляется возможность решать основополагающие для жизни общества вопросы как второстепенные.

5. Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие законов и других нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения.

Выделяют 3 вида ситуаций чрезвычайного характера:

- внешнего, например посягательства или угроза посягательств на внешнюю безопасность государства (акты агрессии, вооруженные конфликты);

- социально-политического и криминогенного (массовые беспорядки, террористические акты, попытка насильственного свержения конституционного строя).

- техногенного, экологического (стихийные бедствия, аварии, катастрофы и др.

Актам чрезвычайного правотворчества присущи следующие черты:

- назначение: предупреждение и устранение социальных катастроф, обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод, восстановление законности и правопорядка;

- закрепляют применение экстраординарных мер в условиях особого правового режима осуществления государственной власти

- устанавливают определенные правовые ограничения как для граждан, так и государственных органов, организаций, учреждений и других субъектов

- содержат, как правило, императивные нормы и предписания

- имеют краткосрочное действие во времени и в пространстве

6. Собственное правотворчество органов МСУ, можно отнести к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством наделило представительные органы МСУ и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но могут быть обжалованы в суд.

7. Договорное правотворчество образуют договоры нормативного содержания, например конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия других правовых актов и совершения юридических действий.

Самостоятельную разновидность договорного правотворчества составляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые Между работодателями и работниками для регулирования социально-трудовых отношений, например по вопросам о формах, системе и размерах оплаты труда, условий работы и охраны труда работников, рабочего времени и времени отдыха. Договорное правотворчество относится к подзаконному виду.

8. Локальное правотворчество есть реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Чаще всего акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т. д. Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.


Сейчас читают про: