Заключение

В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. В России сегодня формируется многоукладная организационная структура системы социальной защиты, основными организационно-правовыми формами которой являются пенсионное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обслуживание, организация занятости населения, обеспечение социальными пособиями, предоставление льгот особо нуждающимся категориям населения.

Система социальной защиты населения играет важную роль в реализации задач и целей социальной политики государства, являясь одним из механизмов ее реализации, а также определяя направления, формы и методы социальной работы. Ее принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально- экономической жизни.

Социальная защита как важнейший механизм реализации социальной политики основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку реальные возможности реализации его прав, в том числе социально-экономических прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства.

Таким образом, социальная защита населения является одной из важнейших задач социальной политики, одним из механизмов, с помощью которых она реализуется. Социальная защита населения направлена на предоставление каждому человеку социальных, юридических гарантий и реальных возможностей для реализации его прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства.

В целом инвалидность, как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой; психологический, общественно-идеологический аспект, анатомо-функциональный аспект.

Создание и эффективное функционирование комплекса правовых мер, обеспечивающих реализацию конституционных социальных прав граждан, - одна из приоритетных задач государственной политики. Необходимо такое совершенствование социальной политики государства, которое будет иметь целью дальнейшее всестороннее развитие общества.

В Республике Татарстан проживают свыше 3,8 млн. человек, в том числе 662,6 тыс. человек - дети, 2307,2 тыс. человек - граждане трудоспособного возраста, 852,3 тыс. человек - старше трудоспособного возраста.

Права инвалидов закреплены федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, международными документами, являющимися составной частью российской правовой системы.

Согласно части 1 статьи 54 Конституции Республики Татарстан "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".

В настоящее время в Республике Татарстан проживают более 316 тысяч инвалидов (8% населения республики).

Ежегодно количество граждан, признаваемых инвалидами, в республике существенно не уменьшается.

Федеральная целевая программа "Доступная среда" утверждена Правительством РФ в марте 2011 года и первоначально была рассчитана на период с 2011 по 2015 годы. Распоряжением Правительства России от 27 октября 2014 года срок действия программы был продлен до 2020 г. (до 20 мая 2015 г. Минтруд РФ разработает проект дальнейшей реализации программы). Ответственный исполнитель программы - Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Цели программы - формирование в РФ условий беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к транспорту, информации и связи, объектам и услугам; интеграция инвалидов в общество и повышение их уровня жизни. "Доступная среда" предполагает совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

В соответствии с данной программой Татарстан вошел в двухлетний пилотный проект по формированию условий доступности, была принята республиканская долгосрочная целевая программа «Доступная среда». За два года на реализацию программы из бюджета России и Татарстана было направлено более 1,4 млрд. рублей, из них на адаптацию объектов Казани – 666,1 млн. рублей.

В 2014 году госпрограмма реализуется в 75 регионах РФ. Региональные программы по созданию доступной среды получают поддержку из федерального бюджета с уровнем софинансирования до 50% В 2013 году объем софинансирования из федерального бюджета составил 340,2 млн рублей, в 2014-2015 годах на эти цели предусмотрено 8,3 млрд рублей.

Ежегодно в программу «Доступная среда» вносятся изменения с учетом мнений и предложений общественных организаций инвалидов.

До 2011 года понятия «Доступной среды» в стране не было. То, что Казань и Татарстан пытаются сделать за два-три года, в развитых странах Европы делалось десятилетиями. Федеральные стандарты стали основной проблемой при создании доступной среды. В данный момент на базе предложений Татарстана федеральные стандарты меняются.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Источники

Опубликованные источники

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

4. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2008 г. N 779н «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала»

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.06.2007г. № 397 «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 февраля 2002 г. № 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»

9. Постановление КМ РТ от 22.04.2014 №267 «О внесении изменений в подпрограмму «Доступная среда» на 2014 – 2015 годы государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014 – 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 № 1023 «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014 – 2020 годы»

10. Постановление КМ РТ от 10 августа 2012 г. № 695 «об утверждении стандарта качества государственной услуги «Социальное стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе»

11. Постановление КМ РТ от 15.06.2010 N 476 "О критериях оценки деятельности государственных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, молодежной политики, физической культуры и спорта"

12. Закон Республики Татарстан от 8.12.2004 г. №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения РТ»

13. Закон Республики Татарстан от 13.11.2006 г. №69-ЗРТ «О социальном обслуживании населения в РТ»

14. Указ Президента РТ от 09.10.2012 № УП-861

15. Постановление КМ РТ от 2 августа 2014 г. N 569 "Об утверждении Стратегии по правам человека в Республике Татарстан на 2014-2018 годы"

16. Постановление КМ РТ от 23.12.2013 №1023 «Об утверждении Государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014-2020 годы

17. Постановление Кабинета Министров от 29 мая 2013 года №359 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Татарстан(2013-2018 года)»

18. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.11.2010г. № 939 "Об оптимизации инфраструктуры государственных учреждений социального обслуживания Республики Татарстан"

19. Постановление Кабинета Министров № 675 от 13.08.2011 "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан государственных услуг и предоставляются организациями, участвующимив предоставлении государственных услуг"

20. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2010 г. № 126 «Об утверждении Порядка формирования государственного заказа на оказание услуг по социальному обслуживанию населения Республики Татарстан негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями Республики Татарстан»

21. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.03.2009г. № 162 "Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления социального обслуживания государственными реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями в Республике Татарстан"

22. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5.12.2008г. № 853 "О совершенствовании системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"

Неопубликованные источники

23. Доклад Уполномоченного по правам человека в РТ "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан в 2013 году"

24. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015гг// mert.tatarstan.ru

2. Литература

25. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М.: Наука. 2009.

26. Миронов В.С. Методика оценки эффективности программно-целевого подхода в управлении экономикой региона // Проблемы современной экономики, N 4 (28), 2008

27. Стефанов, Н.Г. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика:Учебник /Н.Стефанов, К.Симеонов, К.Костев, С.Качаунов. - М: "Прогресс", 2009. – 315 с.

28. Эффективность бюджетных расходов на муниципальном уровне / Под ред. А.М. Лаврова. — М.: Издательство «Весь Мир», - 2009, - 171 с


[1] Социальная защита//Современная энциклопедия социальной работы. Под. ред. акад. РАН В.И.Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2008. С.283.

[2] Конституция Российской Федерации. Ст.7.

[3] Конституция Российской Федерации. Ст. 39.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: