double arrow

ВВЕДЕНИЕ

В связи с подписанием в 2008 году Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 г., Россия приняла на себя ряд серьезных обязательств по обеспечению надлежащего уровня гарантий для людей с ограниченными возможностями. Принципы, провозглашенные в Конвенции, являются отправной точкой для построения внутригосударственной системы норм в области социальной защиты прав инвалидов.

В целом инвалидность – это проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, которая включает в себя несколько аспектов: правовой, социальный, психологический, общественно-идеологический, экономический, анатомо-функциональный. Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Меры социальной поддержки в первую очередь включают в себя социальные выплаты, в частности государственные и трудовые пенсии по инвалидности, компенсации инвалидам и членам их семей; создание реабилитационных и экспертных организаций, обеспечивающих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество; формирование национального рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг; оснащение объектов социальной инфраструктуры для обеспечения к ним беспрепятственного доступа инвалидов; поддержка предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест и многое другое.

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, которая устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Человек, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив как и человек, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу в большинстве случаев ему мешает неравенство возможностей. Поэтому социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, призвана не просто предоставить человеку с ограниченными возможностями определенные льготы и привилегии, государство должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать отвечающую современным требованиям систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития. Значительную роль в решении вопросов социальной защиты инвалидов играют органы местного самоуправления, как наиболее приближенные к населению органы власти, поэтому проблемы в области социальной сферы должны быть выдвинуты на передний план и стать приоритетным полем деятельности для местных органов власти.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн. инвалидов. Уровень инвалидизации составляет 9,2%. Из 2,57 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работает только 817,2 тыс. человек, численность неработающих инвалидов составляет 1,75 млн. человек или 68,1% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.

Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста составляет 31,9% в общей численности инвалидов трудоспособного возраста. Для сравнения: уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста.

С каждым годом возрастает значимость деятельности, планируемой и осуществляемой учреждениями социальной защиты населения. В г. Казань сложилась достаточно эффективная система социально-бытового обслуживания тех категорий граждан, которые в силу жизненных обстоятельств не способны к самостоятельному существованию.

В связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. Учитывая остроту проблемы, связанную с современным положением российских инвалидов, целевой установкой социальной политики государства на современном этапе является повышение уровня и качества жизни данной категории граждан, совершенствование спектра условий их жизнедеятельности. Однако реальные социальные и экономическими процессы, происходящие в нашем обществе привели к ухудшению обстановки в социальной сфере, в связи с чем проблема социальной защиты инвалидов продолжает оставаться актуальной, что вызывает необходимость ее анализа и оценки.

Правительством Республики Татарстан проводится целенаправленная деятельность по разработке и реализации мер по улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы предусматривает формирование условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов в общество.

Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Цель данной работы – рассмотреть совершенствование системы социальной защиты инвалидов, на примере Министерства труда, занятости и социальной защиты населения г. Казань.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты социальной защиты инвалидов;

- рассмотреть сущность и принципы осуществления социальной защиты населения;

- рассмотреть формы и методы решения социальных проблем инвалидов;

- изучить правовое обеспеченье социальной защиты инвалидов

- провести анализ уровня жизни инвалидов в г. Казань;

- изучить организацию социальной защиты инвалидов в г. Казань;

- дать оценку реализации целевой программы социальной защиты инвалидов «Доступная среда»;

- изучить направления совершенствования социальной защиты инвалидов;

- дать основные направления формирования приоритетных направлений развития системы социальной защиты инвалидов;

- изучить направления совершенствования социальной защиты инвалидов в рамках программы «Доступная среда».

Предметом изучения в данной работе является система социальной защиты инвалидов.

Объектом изучения – Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан.

Методическую основу проекта составили нормативные акты по проблеме социальной защиты населения, в т.ч. инвалидов, статистическая отчетность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: