Экономико-математическое моделирование

Нормативный метод

Сущность - на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в ресурсах и их источниках.

Норма – установленная мера, какая-то средняя величина.

Норматив – технический, экономический или др. показатель норм, в соответствии с которым выполняется какая-то программа; это расчетная величина. В планировании применяется система норм и нормативов, которая включает в себя федеральные нормативы (для всей территории РФ, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов, например, ставки федеральных налог или тарифных взносов), республиканские (краевые, областные, АО), местные, отраслевые, нормативы хозяйствующих субъектов.

Расчетно-аналитический метод

На основе анализа достигнутых величин показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в плановом периоде рассчитываются плановые величины этих показателей. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствует технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно на основе их динамики и связи. В основе метода - экспертная оценка.

Балансовый метод

Путем построения балансов достигается увязка между имеющимися в наличии финансовыми ресурсами и фактической потребностью в них. Балансовый метод применяется при сравнении потребности в ресурсах и их наличии, при планировании распределения прибыли и других финансовых показателей.

4) Метод оптимальных (оптимизации) плановых решений

Предполагает разработку нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наибольший.

Критерии: min приведенных затрат, min приведенной прибыли, min вложения капитала при наибольшей эффективности результатов, min текущих затрат, min времени на оборот капитала, max доход на 1 руб. вложенного капитала, max прибыль на 1 руб. вложенного капитала, max сохранности финансовых ресурсов = min финансовых потерь и т.д.

Экономико-математическое моделирование

Заключается в установлении количественных взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данных экономических явлений с помощью математических символов и приемов (систем уравнений, неравенств, таблиц, графиков, диаграмм и др.)

6) Сетевой метод планирования

Применяется для планирования проведенного комплекса взаимосвязанных работ. Метод позволяет:

- наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций и установления взаимосвязей между ними

- обеспечить четкую координацию операций различной степени сложности и выявить операцию, от которой зависит продолжение всей работы, и сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой операции

- эффективное использование денежных и материальных ресурсов, что улучшает технико-экономические показатели и качество работ

Сетевой метод – совокупность приемов и способов, позволяющих на основе применения сетевого графика рационально осуществлять весь управленческий процесс: планировать, организовывать, координировать и контролировать любой комплекс работ. Сетевой график – информационная модель, позволяющая отображать процесс выполнения комплекса работ, направленных на достижение единой цели.

7) Программно-целевой метод - это система методов планирования и управления программой, которая включает в себя:

- оценку и выбор проблем, для решения кот б.разрабатываться программы;

- формирование и оптимизацию программ;- определение требуемых ресурсов и распределения между элементами программы;

- организацию систему управления программы;- координацию и контроль работ по программам.

Метод направлен на достижение общей эффективности функционирования программы в процессе достижения ее цели. Программа позволяет заранее определить цели, направления и порядок действий.

Виды планирования.

1) по содержанию планов

1.1 ТЭ

1.2 оперативно-производственное

1.3 социально-трудовое

1.4 снабженческо-сбытовое

1.5 финансово-инвестиционное

1.6 бизнес-планирование и т.д.

2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии

2.1 фирменное

2.2 корпоративное

2.3 заводское

На среднем уровне управления - цеховая система планирования. На низшем уровне – производственная.

3) по методам обоснования

3.1 рыночное - основано на взаимодействии спроса, предложения и цен.

3.2 индикативное - это государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня зарплаты итд

3.3 централизованное – предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей, натуральных объемов производства, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, итд

4) по сфере применения

4.1 межцеховое

4.2 внутрицеховое

4.3 бригадное

4.4 индивидуальное

5) по стадиям разработки

5.1 предварительное

5.2 окончательное

6) по степени точности

6.1 укрупненное – при предварительных расчетах

6.2 уточненное

Точность планов в основном зависит от применяемых методов, сроков планирования, а также профессиональной подготовки и производственного опыта менеджера-экономиста.

7) по типам целей, учитываемых в планировании

7.1 оперативное

7.2 тактическое

7.3 стратегическое

7.4 нормативное

В процессе планирования преследуются 3 основные типа целей:

- задачи, которые необходимо достичь в пределах планового периода

- цели, к которым предполагают приближение в плановом периоде

- идеалы, которые считаются недостижимыми, но к которым предусмотрено приближение

8) по времени

8.1 долгосрочное (стратегическое) - заключается в разработке альтернативных вариантов развития предприятия и выборе стратегических целей и определении важнейших направлений экономического развития. Сроки 4-7 лет.

8.2 среднесрочное (перспективное) – это разработка и принятие направления экономического, технологического и социального развития; это установление важнейших производственно-экономических пропорций; это определение и обоснование предполагаемой экономической эффективности, а также конкретизация ориентиров, определенных долгосрочным планом. Обычно на 2-3 года.

8.3 краткосрочное (текущее) – это система конкретных расчетов деятельности предприятия, разработка мер по обеспечению выполнения намеченных параметров, а также обоснование программ производственных подразделений. Срок – 1 год, с разбивкой по кварталам и месяцам. Эти планы отличаются детализацией всех основных показателей от объема производства до финансовых показателей. Особенностью текущего планирование является то, что используется большое количество нормативных материалов

8.4 оперативно-производственное заключается в окончательной детализации плана, доведении его до конкретных исполнителей, а также план детализируется по срокам (месяцы, декады, сутки, смены, почасовые графики). В основном этому виду планирования подлежит объем производства в натуральном и стоимостном выражении (производство, отгрузка, поставка, погрузка и т.д.), расстановка рабочих по видам производств, расстановка и использование машин и оборудования, график использования кадров (баланс рабочего времени).

Формы планирования:

1) традиционная;

2) бизнес-планирование;

3) бюджетная (сметное планирование).

I. Для традиционной формы планирования необходимо составление подробной производственной программы.

Она определяет основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирование производства.

Основными разделами производственной программы являются:

1) план по производству товарной продукции

2) план выпуска продукции на экспорт

3) план по повышению качества продукции

4) план реализации продукции

Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливными, энергетическими и трудовыми ресурсами.

Исходными данными для разработки производственной программы являются:

1) уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции, работ, услуг;

2) результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;

3) данные по спросу на продукцию предприятия (маркетинговые исследования);

4) сведения о замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;

5) сведения о долях продукции в общем объеме выпуска за предыдущий период в общем объеме выпуска по уровню качества;

6) сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по месяцам и кварталам;

7) расчеты производственной мощности предприятия;

8) прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;

9) решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития…

В общем виде результат подготовки производственной программы проявляется в ответах на ключевые вопросы управления производственной структуры:

1) какие виды продукции и в каких объемах производить;

2) в какие сроки продукция должна быть готова к отправке покупателю;

3) какого качества должна быть продукция в планируемом периоде;

4) сколько дополнительно предприятие может выпустить продукции, какого вида и какого качества в случае возникновения срочных заказов;

5) каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;

6) каковы должны быть объемы потребления ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения.

В производственной программе намечаются уровни производства, которые должны быть достигнуты в определенные периоды времени.

Для создания такой программы следует подробно рассмотреть различные производственные стадии проводимых мероприятий и график их осуществления. Учет технологических особенностей и других обстоятельств позволяет составить производственную программу предприятия с разбивкой объемов выпуска продукции по годам.

План по выпуску продукции устанавливается предприятием:

1) в натуральном выражении при выпуске относительного устойчивого ассортимента изделий;

2) в условных единицах – при выпуске широкого часто изменяющегося ассортимента изделий;

3) в стоимостном выражении – для всех предприятий.

II. Бизнес-планирование.

Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как:

1) вид и объем выпускаемой продукции;

2) величина рыночного спроса и предложения;

3) уровень развития и масштабы производства;

4) источники финансирования;

5) платежеспособность предприятия и т.д.

Для предварительного технико-экономического обоснования БП необходимы следующие исходные данные:

1) общие исходные данные и условия выполнения проекта;

2) рынок сбыта продукции и производственная мощность;

3) материальные факторы производства и требуемые ресурсы;

4) местонахождение предприятия и транспортные связи;

5) проектно-конструкторская документация;

6) организация предприятия и накладные расходы;

7) потребность в трудовых ресурсах и источники их покрытия;

8) планирование сроков осуществление проекта;

9) финансово-экономическая оценка бизнес-проекта и т.д.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов.

Для качественной разработки бизнес-плана необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая экономическая информация.

На экзамене привести пример составления БП (рассказать структуру и состав БП!!!)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА БИЗНЕС – ПЛАНА

Содержание:

Конфиденциальность бизнес - плана

Меморандум риска

Аннотация

Раздел 1. Резюме проекта

Раздел 2. Сведения о предприятии и отрасли

2.1. Общие сведения о предприятии

2.2. Финансово - экономические показатели деятельности предприятия

2.3. Структура управления и кадровый состав

2.4. Направления деятельности, продукция, отрасль экономики и ее перспективы

Раздел 3. Описание продукции

3.1. Наименование и краткое описание продукции

3.2. Назначение и область применения

3.3. Перспективы выпуска

3.4. Возможность экспорта или импортозамещения

3.5. Конкурентоспособность продукции

3.6. Патентоспособность и авторские права

3.7. Наличие и необходимость лицензирования выпуска продукции

3.8. Степень готовности

3.9. Наличие сертификации качества продукции

3.10. Безопасность, в том числе экологическая

Раздел 4. Маркетинг и сбыт продукции

4.1. Требования к потребительским свойствам продукции

4.2. Рынок сбыта продукции

4.3. Каналы сбыта продукции

4.4. Стратегия продвижения на рынок

4.5. Цена и объем сбыта продукции

Раздел 5. Производственный план

5.1. Технологический цикл производства и реализации продукции

5.2. Производственные площади и помещения

5.3. Оборудование, оснастка и инструмент

5.4. Комплектующие и материалы

5.5. Кадровое обеспечение

5.6. Транспорт и связь, энергетическое и инженерное обеспечение

5.7. Безопасность производства, в том числе экологическая

5.8. Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покуп-ка). Лизинг оборудования

Раздел 6. Организационный план

6.1. Команда управления и ведущие специалисты

6.2. Правовое обеспечение

6.3. Партнеры по реализации проекта

6.4. Поддержка и льготы

6.5. Организационная структура реализации проекта

6.6. График реализации проекта

Раздел 7. Финансовый план

7.1. Нормативы для финансово - экономических расчетов

7.2. Расходы на персонал

7.3. Расходы на производство продукции

7.4. Калькуляция себестоимости продукции

7.5. Смета затрат на проект

7.6. Отчет о прибылях и убытках

7.7. Денежные потоки

7.8. Прогнозный баланс

7.9. Источники финансирования и выплаты

Раздел 8. Риски и гарантии

8.1. Риски предприятия и форс - мажорные обстоятельства

8.2. Гарантии партнерам и инвесторам

ТИПОВОЙ СОСТАВ БИЗНЕС-ПЛАНА

1. Резюме

2. Продукт (услуга)

3. Маркетинг

4. Организационный (юридический) план

5. Строительная часть

6. Производственный план

7. Финансовая часть

7.1 Денежный поток инвестиций

7.2 Денежный поток продаж

7.3 Денежный поток текущих затрат

7.4 Денежный поток прибыли (источников возврата)

7.5 Система показателей экономической эффективности инвестиций

8. Анализ рисков и чувствительности проекта.

9. Финансовая стратегия

10. Экономические последствия реализации проекта

11. Социально – экономическая (бюджетная) эффективность реализации проекта.

III. Бюджетное (сметное) планирование.

Бюджет – это представленные в количественном виде прогнозные значения производственных, финансовых и других показателей деятельности предприятия, которые используются для прогнозирования доходов, расходов, имущества и обязательств предприятия.

Функции бюджета:

1) планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

2) координирование различных видов деятельности и подразделений;

3) стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности;

4) контроль текущей деятельности и обеспечение плановой дисциплины;

5) основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителями.

Сводный бюджет охватывает всю производственную, коммерческую и финансовую деятельность предприятия. Такой бюджет представляет собой систему взаимосвязанных документов, т.е. отдельных бюджетов, которые доводят ожидаемые результаты деятельности предприятия до всего управленческого персонала и в дальнейшем позволяют контролировать процесс выполнения намеченных планов.

Сводный бюджет дает информацию о доходах, издержках, прибыли, которые ожидаются в плановом периоде.

Сводный бюджет помогает в выполнении стратегического плана, он координирует деятельность различных подразделений предприятия, доводит намеченные показатели до всех уровней предприятия, а также дает возможность оценить деятельность управленческого персонала.

Сводный бюджет состоит их двух основных частей:

1) бюджет основной деятельности - отражает результаты текущей деятельности предприятия и состоит из следующих документов:

1.1 бюджет продаж

1.2 бюджет производства

1.2.1 бюджет затрат материалов

1.2.2 бюджет потребности в рабочей силе и расходах на оплату труда

1.2.3 бюджет прочих производственных расходов

1.3 бюджет производственных запасов на конец периода

1.4 бюджет административных и коммерческих расходов

1.5 прогноз прибылей и убытков

2) финансовый бюджет - детализирует затраты на капитальные вложения и дает обобщающую информацию о том, как деятельность предприятия в планируемом периоде повлияет на его финансовое положение. Он состоит из трех отдельных документов:

2.1 бюджет капитальных вложений

2.2 бюджет движения денежных средств

2.3 баланс (прогноз)

1.1 БЮДЖЕТ ПРОДАЖ.

Бюджет продаж представляет собой планируемый объем продаж в натуральном и стоимостном выражении, а также график предполагаемых поступлений ДС за реализованную продукцию.

Для подготовки бюджета продаж следует опираться на прогноз продаж, который обычно готовят специалисты отдела сбыта предприятия, используя один из следующих подходов:

1) метод качественного прогноза – основан на экспертных оценках экономических тенденций, определяющих спрос на продукцию

2) подход, основанный исключительно на использовании данных предыдущих лет, в этом случае принимаются во внимание сезонные колебания спроса и тенденции последних лет, в соответствии с этим корректируется прогноз объема продаж

3) комбинированный подход – включает в себя результаты маркетинговых исследований и выявленные тенденции последних лет. Также здесь принимаются во внимание различные случайные факторы, влияющие на объем продаж (рекламные компании, изменения в политике н/о, состояние экономики в целом, конкретной отрасли и т.д.)

При подготовке прогноза продаж используются следующие правила:

1) при сборе исторических данных берется информация за последние 5 лет (можно за три года)

2) при определении объема продаж необходимо учитывать количественную информацию об объемах продаж, а также в денежном измерении

3) необходимо определить, какие критерии оказывают наибольшее влияние на объем продаж

4) при прогнозировании продаж необходимо ориентироваться на стратегический план предприятия

5) собранную информацию необходимо нормализовать, т.е. «очистить» от влияния случайных факторов

6) при прогнозировании объема продаж необходимо учитывать степень зрелости бизнеса

Условный пример составления бюджета продаж по видам изделий:

Показатели Отчётный год (факт) Месяцы планируемого года Всего за год
     
Объёмы продаж, тыс. ед.            
-изделие №1            
-изделие №2   0,5        
-изделие №3            
Цена за единицу, руб.            
-изделие №1            
-изделие №2            
-изделие №3            
Объём продаж, тыс. руб.            
-изделие №1            
-изделие №2            
-изделие №3            
Всего продаж, тыс. руб.            

Упрощенный порядок составления БПрод.:

1) определить объем продаж каждого ПРУ (прод, раб., усл.) на первый месяц бюджетного периода в натуральном выражении;

2) умножить объемы продаж в натуральном выражении на цену, установленную по каждому продукту, и в результате получить месячный объем продаж для каждого продукта;

3) определить возможную динамику цен (среднемесячный темп инфляции в процентах) и динамику сбыта (темп среднемесячного роста объёмов продаж в процентах) на бюджетный период;

4) умножить объём продаж каждого продукта за первый месяц бюджетного периода на соответствующий темп роста и в результате получить динамику продаж каждого продукта по месяцам;

5) просуммировать за все месяцы бюджетного периода значения в каждом месяце и в результате получить объём продаж за год по каждому продукту;

6) просуммировать по каждому продукту значения в каждом месяце и в результате получить объём продаж по всем продуктам и всем месяцам бюджетного периода;

7) если в динамике объёма продаж в течение бюджетного периода запланированы возможные колебания сезонного или другого характера, то их необходимо учесть и скорректировать значения бюджета продаж за соответствующие месяцы;

8) определить распределение поступления денежных средств за реализованную продукцию по периодам.

1.2 БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА.

Бюджет производства – это документ, определяющий, сколько единиц какого-либо продукта необходимо произвести в планируемом периоде, чтобы реализовать намеченное количество единиц продуктов и создать необходимый резерв готовой продукции на складе.

Планируя остатки готовой продукции на складе, необходимо попытаться свести к минимуму следующие затраты и потери:

1) затраты на хранение готовой продукции

2) потери от того, что у предприятия слишком мало запасов готовой продукции, и оно не может поставить продукцию по уже заключенным договорам

3) потери от того, что предприятие не может удовлетворить внеплановые заказы клиентов

При планировании остатков готовой продукции необходимо руководствоваться опытом предыдущих лет, а также прогнозом продаж на будущее.

Имея бюджет продаж и бюджет остатков готовой продукции на складе, можно построить бюджет производства.

Подготовку бюджета производства начинают с натуральных, а не стоимостных показателей, т.е. сначала определяют количество единиц готовой продукции, которое необходимо произвести. Для этого пользуются следующей формулой:

Производство = Реализация + Остатки ГП на конец периода – Остатки ГП на начало периода

Планируемые объёмы начальных и конечных остатков готовой продукции зависят от расчётов специалистов отдела сбыта.

Запасы готовой продукции на конец каждого квартала = запасам готовой продукции на начало следующего квартала.

Остатки готовой продукции на начало планируемого периода берутся из баланса предприятия за предыдущий год.

Условный пример бюджета производства:

Показатели Отчётный год (факт) Месяцы планируемого года Всего за год
     
Объём продаж, тыс. ед.            
-изделие №1            
-изделие №2            
-изделие №3            
«+» Целевой норматив запаса ГП на конец периода            
-изделие №1   0,9        
-изделие №2   0,2        
-изделие №3   1,7        
«-» Целевой норматив запаса ГП на начало периода            
-изделие №1            
-изделие №2   0,05        
-изделие №3   1,8        
«=» Производственная программа: объём производства            
-изделие №1   9,9        
-изделие №2   0,65        
-изделие №3   17,9        

Бюджет производства формируется следующим образом (состав):

1) планируемые показатели реализованной продукции складываются с планируемыми показателями остатков готовой продукции, и получается общая потребность в готовой продукции;

2) начальные остатки готовой продукции вычитаются из общей потребности в готовой продукции, чтобы узнать, сколько готовой продукции нужно произвести в планируемом периоде;

3) остатки готовой продукции на конец года прибавляются к годовым показателям реализации готовой продукции. Остатки готовой продукции на начало года вычитаются, и получается потребность в производстве готовой продукции в течение года.

1.2.1 БЮДЖЕТ ЗАТРАТ, СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ.

Бюджет затрат, сырья и материалов - это документ, состоящий из трёх разделов, содержащих следующую информацию:

1 раздел - затраты сырья и материалов на выполнение производственной программы в натуральных и стоимостных показателях.

Первым шагом в подготовке 1 раздела является определение общей потребности в сырье, которая получается умножением объёма производства готовой продукции на затраты сырья на единицу готовой продукции.

Для получения стоимостных показателей затрат сырья и материалов на производство готовой продукции необходимо умножить затраты сырья на производство всей ГП на стоимость единицы сырья.

2 раздел - бюджет необходимых закупок сырья и материалов.

Данный раздел содержит информацию о необходимых закупках сырья и материалов для выполнения производственной программы.

Для расчёта используется формула:

Закупка сырья = Требуемое количество сырья + Конечные остатки сырья - Начальные остатки сырья

Потребность в сырье определяется в 1 разделе данного бюджета.

Остатки сырья и материалов на конец периода определяются расчётным способом.

Остатки сырья и материалов на начало года берутся из баланса предприятия за предыдущий год. Для 2,3 и 4 кварталов начальные запасы сырья и материалов равны конечным запасам сырья, материалов для 1,2 и 3 кварталов соответственно.

3 раздел - расход денежных средств на закупку сырья и материалов.

Планируемый объём закупок сырья и материалов умножается на стоимость единицы сырья. Таким образом определяется стоимость необходимых закупок сырья и материалов в планируемом периоде.

Пример бюджета затрат сырья и материалов:

Показатели Отчётный год (факт) Месяцы планируемого года Всего за год
       
Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению (из бюджета производства)              
-изделие №1   9,9 9,5 12,3      
-изделие №2   0,65 1,9 1,05      
-изделие №3   17,9 16,6 12,7      
Прямые затраты по материалам на единицу изделия              
-изделие №1              
-изделие №2              
-изделие №3              
Прямые затраты по материалам итого, тыс. руб.              
«+» Желаемый запас материалов на конец периода*              
«-» Запас материалов на начало периода**              
Сумма затрат на закупку материалов, тыс. руб.              

*Запасы материалов на конец периода составляют 40% потребности материалов в следующем месяце.

**Запас материалов на начало периода равен конечному запасу в предшествующем периоде.

1.2.2 БЮДЖЕТ ПОТРЕБНОСТИ В РАБОЧЕЙ СИЛЕ И РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА

Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объёма производства, который рассчитывается умножением количества единицы продукции или услуг на норму затрат труда в часах на единицу.

В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда.

Этот бюджет отражает количество затрат на оплату труда и график основных производственных рабочих.

Существует несколько способов по планированию расходов на оплату труда:

1) метод прямого счёта – путём расчёта зарплаты для каждого работника за каждый месяц планируемого периода

2) план расходов на оплату труда получается умножением данных прошлого года на планируемые увеличения ставок и окладов (укрупненный расчёт)

3) планирование по должностям, средним расходам на оплату труда по каждой должности и количеству работников, занимающих эту должность

Пример бюджета потребности в рабочей силе и расходов на оплату труда:

Показатели Отчётный год (факт) Месяцы планируемого года Всего за год
       
Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению (из бюджета производства)              
-изделие №1   9,9          
-изделие №2   0,65          
-изделие №3   17,9          
Прямые затраты по материалам на единицу изделия              
-изделие №1   5,0          
-изделие №2   5,0          
-изделие №3   0,3          
Прямые затраты труда итого              
Почасовая базовая ставка с начислениями   4,0          
Прямые ЗОТ              
-изделие №1              
-изделие №2              
-изделие №3              
Сумма прямых ЗОТ, тыс. руб.              

1.2.3 БЮДЖЕТ ПРОЧИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Этот бюджет обобщает плановую информацию о прочих производственных расходах.

При планировании прочих расходов руководствуются правилом, что все эти затраты являются функцией от уже известных величин, т.е. так или иначе связаны с численностью работников, стоимостью основных средств и др.

Например:

1) командировочные расходы - являются функцией от количества поездок и их протяженности и т.д.

2) единовременные затраты, например некоторые виды налогов, плата за лицензии, расходы на страхование

3) затраты, зависящие от численности работников (конц. товары, хоз-ые принадлежности, инвентарь, телефон, переговоры и т.д.)

4) сезонные затраты (расходы на отопление и освещение, которые подвержены сезонным колебаниям) - они рассчитываются на основе уже сложившихся тенденций прошлых лет. Плановые оценки получаются путём умножения общей суммы затрат прошлого года на предполагаемое изменение цен. Затем общую сумму разносят по месяцам согласно выявленным сезонным колебаниям.

5) регулярные затраты (сезонные платежи, амортизация, выплата процентов и другие затраты

1.3 БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА КОНЕЦ ПЕРИОДА

Это документ, показывающий стоимость сырья, материалов, НЗП и ГП на конец периода. Этот бюджет используется для подготовки баланса на конец планового периода.

Для расчёта стоимости остатков сырья материалов на конец периода их в натуральных показателях на конец каждого периода переносят из второго раздела бюджета затрат, сырья и материалов.

1.4 БЮДЖЕТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ

Это документ, содержащий прогноз расходов, связанных с управлением предприятием и сбытом продукции в течение планируемого периода и расхода ДС на покрытие этих затрат.

Для подготовки этого бюджета планируемые затраты разбиваются на переменные и постоянные. К переменным относятся комиссионные проценты, командировочные расходы, представительские расходы и т.д. Постоянная часть включает расходы на оплату труда административного персонала, расходы на рекламу, канцелярские товары и т.д..

Пример бюджета коммерческих расходов:

Показатели Отчётный год (факт) Месяцы планируемого года Всего за год
       
Планируемые продажи, тыс. руб. (из бюджета продаж)              
Ставки переменных коммерческих расходов на 1 рубль продаж              
- комиссионные              
- доставка собственным транспортом 0,5 0,5 0,5        
- премиальные 0,1 0,1 0,1        
- прочие              
Планируемые переменные расходы итого, тыс. руб.              
З/пл с начислениями персонала, занятого сбытом 10,0 10,2 10,4        
Командировочные расходы 15,0 15,3 15,6        
Пр. постоянные расходы 5,0 5,1 5,2        
Планируемые условно-постоянные расходы итого, тыс. руб. 30,0 31,0 31,0        
Общие планируемые коммерческие расходы 74,0 78,0 80,0        

Пример бюджета управленческих расходов:

Показатели Отчётный год (факт) Месяцы планируемого года Всего за год
       
Планируемые управленческие расходы              
- амортизация              
- содержание зданий и помещений              
- аренда              
и т.д.              
З/пл персонала с начислениями     91,8        
Расходы на канц. товары     5,1        
Услуги связи     10,2        
Командировочные расходы     10,2        
И т.д.              
Налоги, включаемые в себестоимость     91,8        
Пр. расходы     30,6        
Управленческие расходы итого     305,7        

1.5 ПРОГНОЗ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ (прогнозный отчёт о прибылях и убытках)

На основе подготовленных ранее периодических бюджетов специалисты по составлению бюджетов на предприятии могут начать разрабатывать прогноз себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов закупки сырья и материалов, трудозатрат и расходов на оплату труда, бюджета производства.

Информация о доходах берётся из бюджета продаж.

Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции, добавив информацию з бюджета административно-управленческих расходов, можно подготовить прогнозный отчёт о прибылях и убытках.

2.1 БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Определение нужд капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учёта. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести, или построить их на основе выбранного критерия для принятия решения, связанного с определением рентабельности инвестиций.

Информация, касающаяся долгосрочных капвложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы расходов на приобретение или строительство, а также выплаты процентов за кредиты на прогнозный отчёт о прибылях и убытках, на бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов.

2.2 БЮДЖЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Это документ, позволяющий оценить, сколько денежных средств и когда потребуется для покрытия расходов предприятия.

Главная задача бюджета сопоставить во временном промежутке поступления и расход денежных средств и тем самым определить постоянное наличие денежных средств на банковском счёте, достаточных для расчётов по обязательствам предприятия.

Данный бюджет позволяет выявить периоды, когда предприятию необходимо привлечь заёмный капитал, чтобы избежать нехватки денежных средств на расчётном счёте.

Бюджет состоит из 4 разделов:

1) начальные остатки ДС. Остаток ДС на начало первого квартала берётся из балансов за прошлый год. Конечный остаток каждого квартала равен начальному остатку следующего квартала

2) поступление ДС. Данные о поступлениях ДС берутся из бюджета продаж

3) расходы ДС. Данный раздел обобщает информацию о денежных затратах на приобретение сырья, материалов и осуществление прочих расходов. Данные для этого раздела берутся из бюджета затрат сырья и материалов, бюджета расходов на оплату труда, бюджета прочих производственных расходов и бюджета административных и коммерческих расходов. Начисление и уплата налога на прибыль производится в том периоде, за который он начислен.

4) конечные остатки ДС. Остатки ДС на конец периода определяются вычитанием суммы денежных расходов из общей суммы ДС, имеющихся в наличии.

2.3 ПРОГНОЗНЫЙ БАЛАНС

Для составления данного прогноза используются данные всех бюджетов.

После подготовки бюджета ДС, зная прогнозное сальдо ДС на конец бюджетного периода, определив чистую прибыль и сумму необходимых кап. вложений, становится возможным подготовить прогнозный баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления сводного бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: