Социологические методы управления играют важную роль в управление персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Классификация методов:
1.Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.
2.Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановке и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения
· Анкетирование
· Интервьюирование
· Социометрия
· Наблюдение
· Собеседование
3.Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.
|
|
Их можно разделить на:
- Деловые качества
- Моральные качества
- Достоинства
- Недостатки
4.Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действие и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм.
Виды морали:
· Государственная
· Общественная
· Религиозная
· Групповая
· Личная
5.Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. Различают такие формы партнерства, как:
· Деловые
· Дружеские
· По увлечению
· Семейное
Партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры организации и социологических методов работе с персоналом.
6.Соревнование является одной из форм общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.
7.Общение – это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель – подчиненный – сотрудник – друг и др.
8.Переговоры – это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта. Подготовка к переговорам включает ряд конкретных этапов:
· Структура
· Техника
· Методика
|
|
· Технология (приемы)
· Результаты
9.Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон. Различают межличностные, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений.
Знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.