Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность. Адекватность информация — это уровень соответствия образа, создаваемого с помощью полученной информации, реальному объекту, процессу, явлению и т.п. Адекватность информации может выражаться в трех формах: синтаксической, семантической, прагматической. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки и т.п. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными. Семантическая (смысловая) адекватность определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Эта форма служит для формирования понятий и представлений, выявления смысла, содержания информации и ее обобщения. Прагматическая (потребительская) адекватность проявляется только при наличии единства информации, пользователя и цели управления.
Возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными ее потребительскими показателями качества, как достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.
|
|
Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.
Доступность информации восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Это достигается, в частности, и путем согласования ее семантической формы с тезаурусом пользователя.
Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.
Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.
Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью.
Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.
|
|
ИНФОРМАТИКА — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии.
Новая информационная технология — это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах:
· Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.
· Интегрированность с другими программными продуктами.
· Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕСТВО - это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации
Информатизация общества – грандиозная научно-техническая проблема. Она имеет значительные социальные последствия, оказывает влияние на облик цивилизации в целом.
Суть информационного общества может быть охарактеризована следующими признаками:
1. Большинство населения в таком обществе занято в сфере услуг и информации.
2. Любой гражданин может получить любую информацию, кроме государственных тайн, коммерческих и личных секретов.
3. Наличие сети гигантских накопителей информации – общедоступных банков знаний и данных, а также необходимых технологических средств (компьютеров, программного обеспечения, сетей).
4. Информация становится товаром и вместе с информационными технологиями занимает ключевое место в экономике страны.