Полномочия КС установлены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

Инициаторами конституционного судопроизводства по данной категории дел могут быть: (по запросам) Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, высших судов, органов законодательной и исполнительной власти субъектов

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

Такие споры могут возникать в связи:

- С вмешательством одного органа в компетенцию другого

- Присвоением властных полномочий другим органом

- Уклонения органа от осуществления компетенции

- воспрепятствование осуществлению полномочий

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

(п. 3 в ред. ФКЗ от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

(п. 3.1 введен ФКЗ от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

4) дает толкование Конституции РФ;

Конституционный суд – единственный орган, который дает толкование Конституции РФ. Эти разъяснения носят общеобязательный характер. Всего КС принято 13 постановлений о толковании 22 статей Конституции РФ.

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия.

КС решает исключительно вопросы права.

При осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный контроль является не предварительным, а последующим, т.е. КС не может возбуждать дела по собственной инициативе.

КС принимает определения (по существу рассмотренного дела), постановления (остальные) и заключения (по выдвижению обвинения против Президента).

Решения КС окончательны, не подлежат пересмотру или подтверждению другим органом, подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов власти, которых они касаются, в «Вестнике КС», а также на официальном веб-сайте КС.

Постановления, принятое без проведения слушания, вступает в силу со дня опубликования. Иные решения – со дня принятия.

Акты или отдельные его положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Решения судов, вынесенные на основании неконституционных актов, не подлежат исполнению и подлежат пересмотру.

Орган власти, принявший неконституционный акт, должен принять новый акт, в котором в том числе отменить неконституционный, либо внести изменения в акт: акты Президента, высшего Д.Л. С РФ и Правительства – в позднее 2 месяцев со дня решения КС; акты субъектов – в течение 6 месяцев; ФЗ – вносятся не позднее 6 месяцев вносятся Правительством в ГД, данный законопроект рассматривается в первоочередном порядке.

Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения вправе осуществлять подготовку проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, и вносить их в Государственную Думу. Правительство Российской Федерации в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесенный одним из субъектов права законодательной инициативы, указанных в настоящем абзаце, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого является Правительство Российской Федерации;

(п. 1 в ред. Федерального конституционного закона от 05.04.2013 N 1-ФКЗ)

До принятия нового акта или изменения в акт, действуют нормы Конституции РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: