Конституция 1954 г

Формирование социалистического уклада

В переходный период становления нового государства (1949-1954 гг.) госу­дарственно-политический строй опре­делялся Временной конституцией, которую составляли поли­тико-партийные акты НПКСК: Программа НПКСК, Ор­ганический статут и особый Закон об организации центрального на­родного правительства. Китай провозглашался государством народ­ной демократии, основанной на диктатуре народа и социа­листической организации общества. Народу в целом принадлежали политические права, статус граждан определялся прежде всего через их обязанности.

Согласно Программе, организация государства должна строиться на принципе демократического централизма (как строилась струк­тура КПК). Высшим органом в стране провозглашалось Всекитай­ское собрание народных представителей, пока не функционировав­шее. Реально в переходный период высшим органом власти был Центральный народный правительственный совет, образуемый сес­сией НПКСК. Это был законодательный орган, ему принадлежало право объявлять войну, заключать международные договоры, со­ставлять бюджет. ЦНПС образовывал Народно-революционный во­енный совет, Верховный суд и Верховную прокуратуру. В совокуп­ности ЦНПС и НРВС считались Центральным народным правитель­ством, главой которого был Мао Цзедун. Собственно управление страной возлагалось на Главный Административный совет ЦНПС, который осуществлял свои функции посредством 4 руководящих ко­митетов (преемников прежних юаней): Политико-юридического, Финансово-экономического, Культуры и просвещения, Народного контроля. Важной особенностью правительственной организации было то, что армия сохранила полную самостоятельность и подчи­нялась непосредственно руководству КПК.

На местах номинально властью обладали народные собрания — провинциальные, окружные, уездные. Реально основными органами были военно-административные комитеты. Такая взаимная подмена органов в совокупности с расплывчатостью их статуса и полным произволом в формировании, основываясь на принципах «соблюдения диктатуры народа», создавала благоприятную базу для фактического сосредоточения власти — как в центре, так и на местах — в военно-партийных структурах. «Система конференций и собраний народных представителей, отмечал в 1951 г. один из лидеров КПК Лю Шаоци, — это основа нашего государственного строя, это наи­лучшая и основная форма организации народно-демократической власти».

Первые социально-экономические мероприятия новой власти были направлены на формирование государственно-социалистиче­ского уклада хозяйства и ликвидацию частнокапиталистической экономики. В июне 1950 г. ЦНПС принял закон о земельной рефор­ме, которым предусматривалась отмена помещичьей собственности на землю, конфискация земель, храмов, монастырей, а также всех, сдававшихся в аренду; земли передавались крестьянам в наследст­венное владение небольшими участками. К 1953 г. реформа охвати­ла около 300 млн. крестьян, которым было роздано 47 млн. га земли (в среднем по 0,16 га). Такое псевдообеспечение землей естественно подтолкнуло к аграрной реорганизации на принудительно-коопера­тивных началах. Вытеснение частного капитала из промышленно­сти, помимо общих конфискаций и национализации, проводилось путем борьбы с хищениями и коррупцией (т. н. кампании против «трех зол» и «пяти зол»). В несколько лет оказалось осужденными свыше 0,5 млн. частников. Распоряжение акциями частных пред­приятий передавалось государству, а бывшим владельцам госбанк обязывался выплачивать жесткий процент дохода (1-5%). Важным политическим событием переходного периода стала аннексия Кита­ем в мае 1951 г. Тибета, фактически независимого с 1914 г.

Завершенный государственный и правовой порядок нового, социалистиче­ского строя установился с принятием конституции КНР. Реше­ние о ее разработке, с использованием опыта СССР и социа­листических стран Восточной Европы, было принято ЦНПС в январе 1953 г. по указанию ЦК КПК. Одновременно Бюро Временного комитета НПКСК постановило созвать Всекитайское собрание народных представителей для утверждения важнейших политических постановлений. Созданная ЦНПС Конституцион­ная комиссия подготовила к марту 1954 г. проект, который затем был обсужден в партийных комитетах. Проект был опуб­ликован для всенародного обсуждения, по результатам которого комиссия предложила ряд поправок. 3 сентября 1954 г. ЦНПС по докладу Лю Шаоци принял и одобрил проект. 1-я сессия ВСНП (избранного в 1953 -1954 гг. путем многостепенных и сложных по порядку определения депутатов выборов) утвердила первую Конституцию КНР 20 сентября 1954 г. В дополнение к ней было принято несколько органических законов: об организации ВСНП, Государственном совете, местных собраниях, о суде и прокуратуре. Все вместе они конституировали сложившийся государственный порядок и опреде­лили основы государственно-политической системы социалисти­ческого Китая.

Конституция 1954 г. провозглашала Китай «государством на­родной демократии, руководимым рабочим классом и ос­нованном на союзе рабочих и крестьян» (ст. 1). Аналогично всем со­циалистическим конституциям, китайская не ограничивалась регу­лированием государственной и правовой системы, а устанавливала основы новой организации всего гражданского общества — по сути, ломая его, закрепляя определенное качество государственной поли­тики и социальных отношений. В области аграрных отношений го­сударственная политика предполагала ограничение и ликвидацию т. н. «кулачества» (частных хозяев), в сфере экономики вообще — ограничение и вытеснение буржуазии. Конституция наряду с госу­дарственной, кооперативной и собственностью «тружеников», допу­скала частную собственность (в 1950-е гг. частнособственническое хозяйство составляло до 30% общего объема производства). Однако предусматривалась возможность ее реквизиций в «общественных интересах» без гарантий возмещения (ст. 13). Принципом экономики провозглашалось ее государственное регулирование в виде планиро­вания (ст. 15).

Основы государственно-политической системы определялись господством КПК. Другие общественные организации и партии дей­ствовали только в союзе с ней в составе провозглашенного в 1948 г. Единого фронта народно-демократического. Организацион­ной структурой Фронта считалась НПКС. Согласно ее уставу (при­нятому в декабре 1954 г.), Фронт поддерживает Конституцию КНР, политику государства, направляет свою деятельность к изучению марксизма-ленинизма. В провинциях и других местных объединени­ях создавались местные комитеты НПКС. Однако основная поли­тическая деятельность осуществлялась через собрания народных представителей, объединившихся на принципах демократического централизма (почерпнутого из Устава КПК) в общегосударственную структуру власти и управления. После принятия Конституции эта структура (подобие советов в СССР) объединила до 5,6 млн. непо­стоянно действующих депутатов.

Провозгласив Китай «единым многонациональным государством» (ст. 3) Конституция закрепила унитарное строение республи­ки. Для граждан разных национальностей (таких в КНР несколько десятков, но проживающих некомпактно) предусматривалась адми­нистративная автономия на основе равноправия — свободы религии, языка, письменности. Автономия оформлялась в виде администра­тивного района — любого масштаба (всего таких стало 73). Наибо­лее крупные — Внутренняя Монголия и Синьцзян — получили ста­тус автономных областей, хотя это мало что меняло в системе адми­нистрации.

Система органов государственной власти и управления была построена своеобразно, при переплетении полномочий разных инсти­тутов и на основе некоторых традиций переходного периода.

Высшим представительным органом было Всекитайское собра­ние народных представителей. Оно составлялось из депутатов, выдвигаемых разными общественными организациями и местными собраниями на разных основаниях (примерно 1 делегат на 0,8 млн. жителей). Конституция не содержала правоположений об из­бирательном праве. По специальным законам, избирательное право было не всеобщим (лишались его прежние помещики, «контрреволюционеры» и т. п.) и неравным (городские и сель­ские районы были представлены как 1:8)[42]. Выборы проходили от­крыто и, как правило, были не голосованием, а делегацией. Предус­матривались жесткие квоты для некоторых уровней администрации и, главное, для представительства Народной армии. ВСНП избира­лось на 4 года, но его полномочия могли быть продлены. ВСНП осу­ществляло законодательную деятельность, контроль за соблюдением Конституции, решало важнейшие государственно-политические и хозяйственно-экономические вопросы. Все другие государственные институты и должностные лица формально подчинялись ВСНП. В составе ВСНП действовало несколько постоянных комиссий, но они не обладали самостоятельным значением и законодательной иници­ативой. Между сессиями (очень непродолжительными) ВСНП власть осуществлял Постоянный комитет ВСНП (в составе 79 чел.). Он обладал полномочиями коллективного главы государства: определял ход выборов ВСНП, толковал законодательство, издавал указы, контролировал должностных лиц, заключал международные договоры и т.п. С 1955 г. ПК ВСНП получил конституционное пра­во на самостоятельное издание законов.

Параллельно полномочиями главы государства пользовался еди­ноличный Председатель КНР (пост, видимо, был учрежден персо­нально для Мао Цзедуна, уже тогда показавшего пристрастия к личной власти). Председателя избирало ВСНП — на 4 года, из граждан старше 35 лет. Он обладал некоторыми внешнеполи­тическими полномочиями, мог издавать распорядительные указы, а главное — был председателем Государственного комитета обороны (органа особого партийно-военного руководства НОА). Председатель был также вправе созвать Верховное государственное совещание вы­сших должностных лиц страны.

Правительственные функции исполнял Государственный совет. Его образовывало ВСНП, перед ним он был и ответственен. Воз­главлял правительство премьер. Госсовет был коллективный орган, управлявший текущей государственной деятельностью министерств. Образование и реорганизация министерств осуществлялась ВСНП (первоначально их было образовано 30, с 1956 г. стало 41 министер­ство и 7 правительственных комитетов).

На местах органами управления были местные собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провин­циальные избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП, на 4 года,, низовые — на 2 года с правом отзыва депутатов. Собрания и исполкомы ведали исполнением и соблюдением законов, составляли местные бюджеты (за счет общегосударственных средств), ведали назначением председателей местных судов.

Права граждан были определены в основном на уровне прежних республиканских китайских конституций. Как в социалистическом государстве, важнейшее место отдавалось провозглашению прав на труд, отдых, социальную помощь государства, образование (ст. 91-94). Охранялась собственность на трудовые доходы и жилой дом (ст. 12). Кроме общедемократических свобод слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, закреплялось тра­диционно важное для китайцев право на подачу жалоб в государст­венные органы (ст. 97). За гражданами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, платить налоги, беречь общественную соб­ственность.

Деформация государственной системы периода «культурной революции»

Уже в переходный период организация власти в КНР не исчерпывалась установленными законами институтами. Наряду с ними существовали (и в большинстве политических ситуаций доминировали) внеконституционные формы власти и, особенно, управления: систе­ма партийных учреждений во главе с ЦК КПК, его Секретариатом и Политбюро, и система военно-административных учреждений НОА, где большое значение имело не только Главное командование, но и провинциальные командующие группировками и армиями. Та­кой разрыв — между писаной и фактической конституциями — во­обще характерен был для социалистического государственного укла­да. В КНР он был особенно значительным в силу ряда традицион­ных особенностей и идейно-политического курса руководимой Мао Цзедуном КПК.

Конец 1950-х гг. знаменовался существенной деформацией госу­дарственно-политических принципов Конституции 1954 г. и даль­нейшим возобновлением фактической военно-партийной диктатуры. Исходя из декларированных Мао Цзедуном идей «нового курса» (предполагавшего т. н. «большой скачок» в экономике, разрыв отно­шений с СССР, превращение страны в военный лагерь для открытой борьбы с «мировым империализмом» и т. д.), КПК отказалась даже от условных форм «регулярной демократии», зафиксированной Кон­ституцией, и перешла к прямому военно-бюрократическому управ­лению страной. С 1958 по 1964 гг. не проводились выборы в народ­ные собрания всех уровней. Более десяти лет не функционировали структуры Единого фронта, и деятельность других партий подавля­лась. Особую окраску государственно-политическому развитию КНР конца 1950-х — началу 1970-х гг. придала постоянная борьба за влияние и за власть между разными партийными группировками, сопровождавшаяся масштабными политическими репрессиями про­тив подлинных или мнимых противников председателя Мао. Ее жертвами пали сотни тысяч старых деятелей КПК во главе с Лю Шаоци, Чжу Де и др. Наибольший всплеск политических репрессий пришелся на период объявленной Мао Цзедуном в 1966 г. т. н. «культурной революции». Истоки этого инспирированного группи­ровкой Мао общественного и политического хаоса не вполне ясны, но, по-видимому, коренятся в том числе в характерных для социа­листического тоталитаризма особых состояниях общественного пси­хоза и постоянной политической вражды. Власть в стране перешла к военным структурам и органам государственной безопасности, ры­чагами которых стали многомиллионные отряды молодежи — «хун­вейбинов» и «цзаофаней». Повседневным явлением стали внесудеб­ные расправы с инокомыслящями, с интеллигенцией; массовой ста­ла практика высылки рабочих и служащих на «исправление» в аг­рарные районы, где они помещались в т. н. сельские коммуны, по сути, «лагеря перевоспитания».

В 1968 г. Мао Цзедун высказался за новую Конституцию, в ко­торой не было бы места Председателю КНР и разным несоциалисти­ческим институтам. С июня 1970 г. по август 1973 г. особая комис­сия последовательно выработала два проекта. Второй из них был предложен созванному в конце 1974 г. ВСНП (до этого оно не созы­валось с 1964 г.). Депутатский состав ВСНП не избирался, а был сформирован «на основе широких демократических консультаций». По рекомендации Пленума ЦК КПК ВСНП на сессии 13-17 января 1975 г. утвердило новую конституцию КНР.

Конституция 1975 г. (30 ст.) была небольшим и в основном идейно-политическим документом «новой власти». Формальный де­мократизм прежней был отброшен. Основными идеями нового госу­дарственного уклада должны были стать постоянная готовность к войне, борьба с империализмом, снятие национальных проблем. КНР провозглашалась социалистическим государством диктату­ры пролетариата. Экономика должна была стать чисто со­циалистической: признавались только общенародная и трудовая коллективная формы собственности. (В борьбе против частнособст­веннического уклада и был внутренний смысл «культурной револю­ции»). На вооруженные силы (НОАК и народные ополчения) возла­гались большинство государственных функций, в т. ч. хозяйст­венные. Часть прежних государственных институтов (пост Председателя КНР, ГКО, Верховное государственное совещание) упразднялись, урезались полномочиям ПК ВСНП. За самим ВСНП практически осталось только право назначения премьера Государственного совета, который стал важнейшим институтом власти. На местах полнота управления переходила к ревкомам (собрания на­родных представителей сохранялись, но реально не существовали). Все права граждан были сведены в одну (!) статью. Для внешнего расширения пролетарской демократии было введено право на заба­стовку. Упразднялась прокуратура, суды ставились под контроль ревкомов (за которыми реально стояли военные комитеты провин­ций и органов безопасности).

В силу ряда случайных факторов (смерти Мао Цзедуна в 1976 г., развернувшейся верхушечной борьбы против «банды четырех» во главе с его вдовой) Конституция 1975 г. практически не действова­ла. Пленум ЦК КПК выработал (декабрь 1978 г.) общие перспекти­вы реформ. Новая Конституция 1978 г., сохранив основные идейно-политические основы прежнего курса, «сгладила» их практическое значение. Перед государством была поставлена задача «четырех мо­дернизаций»: создать современное сельское хозяйство, промышлен­ность, науку и технику, оборону. В этих целях восстанавливались имущественные и политические права граждан. Полностью было возрождено значение в государственной системе ВСНП (на уровне Конституции 1954 г.), ревкомы могли рассматриваться только как исполнительные учреждения местных собраний. Новый уровень де­мократии должны были засвидетельствовать т. н. «четыре больших сыда»: право на широчайшее высказывание мнений, на полное изло­жение своих взглядов, дискуссий и вывешивание листовок-дадзыбао. Конституция наложила на граждан и новую обязанность — поддерживать социалистический строй.

Уже в течение 1979 -1980 гг. Конституция 1978 г. подверглась значительным переменам. В связи с общей нормализацией партий­ной политики, возобладанием стратегического курса реформ вернув­шегося из ссылки старого деятеля КПК, социалиста-прогматика Дэн Сяопина (установившего полный контроль за армией и службами безопасности), политические и идейные крайности понемногу лик­видировались. Были упразднены ревкомы, из перечня гражданских прав исчезли «сыда» (напоминавшие о «культурной революции»). Ликвидировались аграрные коммуны, земля снова передавалась в семейное владение крестьянам, разрешена была мелкая торговля. Государственным предприятиям был предоставлен административ­ный (не правовой!) простор в экономической деятельности. В 1980 г. состоялось решение ЦК КПК о пересмотре конституции КНР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: