Конституция 1919 года

Национальное Собрание

Выборы в учредительное Националь­ное собрание состоялись в январе 1919 г. (Избирательным правом, согласно Положению 30 ноября 1918 г., пользовались и мужчины, и женщины старше 20 лет; пассивное право было ограничено цензом гражданства более 1 года). Широкая демократизация принесла победу социал-демократам: СДПГ получила до 40% мест, НСДПГ — 5%. Значительным было участие христианско-демократической партии Центра — 20%; остальные места поделили право-республиканские партии, сформировавшиеся в 1917-1918 гг. (Немецкая народная партия, немецкая национальная и др.), а также мелкие центристские объединения. Правительство решило созвать Собрание в небольшом городке Ваймар, под охраной войск, поскольку мятежи офицерства с одной стороны, коммунистические выступления и рабочие демонстрации — с другой могли быть восприняты как политическое давление: «Конституанта должна покончить с революционным состоянием, — замечал один из руководителей социал-демократического правительства, — и для этого она должна быть в абсолютной безопасности».

Ваймарское Национальное собрание (6 февраля 1919 г. — 21 мая 1920 г.) завершило процесс установления государственной власти переходного времени и выполнило учредительные функции, приняв новую конституцию Германии. Своеобразным обстоятельством стало то, что первое предшествовало второ­му, тем самым создав на будущее весьма необычную ситуацию вза­имоотношения властных институтов.

В течение февраля 1919 г. Собрание провело выборы временного президента республики.— им стал социал-демократ Ф. Эберт (получивший почти 3/4 голосов), организовало правительство на основе коалиции партий во главе с Ф. Шейдеманом (большинство из 14 министров также были членами СДПГ и НСДПГ), приняло поста­новление об организации временных вооруженных сил (из добро­вольческих корпусов). Согласно переходному закону от 1 марта)

1919 г. Впредь до первых выборов полномочия райхстага доверялись Национальному собранию, а бундесрата — особому комитету всех; германских государств.

В июне 1919 г. Собрание, кроме всего, утвердило условия мира с Антантой, предписанные Францией, а затем ратифицировало мир­ный договор. Германия лишалась ряда территорий на Западе, обязы­валась к выплате колоссальной контрибуции.

В августе 1919 г. Национальное собрание утвердило новую кон­ституцию Германии.

Создание новой, республиканской конституции оказалось сложным поли­тическим вопросом, и работа над конституцией началась еще до со­зыва Национального собрания — в ноябре 1918 г. Обсуждение про­блем будущего государственного строя и, в особенности, территори­ального устройства Германии проводилось как в политических, так и в научно-юридических кругах. Огромную роль в разработке основ будущего устройства сыграл выдающийся немецкий правовед и со­циолог М. Вебер, который в частности обосновал необходимость уч­реждения сильной президентской власти. Возглавил конституцион­ные работы другой юрист и политик — Г. Прейс.

Первые два правительственные проекта, представленные Прейсом, были обсуждены в комитете германских государств в январе 1919 г. Южные государства (Вюртемберг, Бавария и др.), желая воспользоваться моментом, выдвинули идею усиления федератив­ных начал. С созывом Национального собрания из его членов был образован конституционный комитет, возглавленный Прейсом как правительственным комиссаром. Только четвертый проект (обшир­ный, в 165 ст. и с 16 приложениями) был предложен Собранию, ко­торое и утвердило 31 июля 1919 г. его большинством (более чем 2/3) голосов. После подписания президентом новая Ваймарская конституция вступила в силу с 14 августа 1919 г.

Ваймарская конституция (181 ст.) определила Германию как единую суверенную республику с президентско-парламентским правлением. Статус прежних государств, со­ставлявших империю, был сокращен до признания их землями (об­ластями), пользующимися политической автономией в пределах об­щегосударственного законодательства. Однозначно декларировалось преимущество общеимперского права над областным (ст. 13). Все внутригерманские земли должны были иметь республиканские кон­ституции, организовать народные представительства на началах «всеобщего», равного, прямого и тайного избирательного права... и пропорционального представительства» (ст. 17), признать ответст­венность правительств перед местными ландтагами. Все земли впредь имели равные права, и эти права были существенно ограни­чены сравнительно с прежней конституцией.

Ограничение прав земель было реализовано путем расширения сферы общеимперского законодательства. В исключительную ком­петенцию общегерманских властей были включены внешние сноше­ния и отношения с колониями (которых, правда, у Германии после поражения уже не было), гражданство, оборона, монетное и таможенное дело, свобода хозяйственного рынка, связь. Помимо этой сферы, законодательству империи подлежали судопроизводство и основы гражданского и уголовного права, здравоохранение, регули­рование вопросов торговли, предпринимательства, транспорта, соци­альные вопросы, сфера культуры, образования, поземельных отно­шений и даже «погребального дела». Империя устанавливала прин­ципы налогообложения, включая возможность изъятия из компетен­ции земель сбора тех или иных местных налогов. Практически не осталось ни одного значительного вопроса, по которому не могло быть принято общегосударственного постановления. Земли сохрани­ли право на собственную администрацию, которая реализовала об­щегосударственное законодательство, пока закон не предписывал особых в этом отношении действий центрального правительства.

На принципы нового государственного порядка значительное влияние оказал опыт конституции США 1787 г. Соответственно вза­имоотношения разных государственных институтов определялись на основе разделения властей.

Законодательными полномочиями в главном обладал райхстаг. Депутаты избирались всеобщим, равным, прямым и тайным голосо­ванием на 4 года (в выборах участвовали мужчины и женщины старше 20 лет).Депутаты пользовались полным иммунитетом и счи­тались представителями всего народа. Законы, принятые райхстагом, могли быть опротестованы райхсратом или президентом, но это опротестование не имело абсолютного характера. В развитие прин­ципа народного суверенитета признавалось право народа на непос­редственное волеизъявление — референдум. Только решения референдума имели приоритет перед райхстагом.

Вторая палата парламента — рейхсрат — составлялась из депу­татов земель пропорционально численности населения (по 1 депута­ту на 0,7 млн. чел). Наиболее населенные Пруссия или Бавария имели здесь несомненное преимущество (по закону 1929 г. — соот­ветственно 27 и 11 из 67). Однако собственно депутатами считались члены земельных правительств, а в случае Пруссии — дополнитель­но провинциальные уполномоченные. Права райхсрата были глав­ным образом консультативными и контрольными: опротестовать по­становление райхстага, «быть в курсе» имперских дел, предвари­тельно рассмотреть законопроекты правительства. Существенное влияние райхсрат имел только на вопросы бюджета.

Главой государства и правительственной власти был президент. Он избирался всенародным голосованием на 7 лет с возможностью переизбрания. Отстранение президента от должности могло быть совершено только путем референдума, объявленного по решению райхстага, принятому квалифицированным большинством, т. е. практически было нереализуемо. Президент обладал не только пол­номочиями главы государства, т. е. представительскими, но и пра­вительственными. Он мог заключать внешние союзы и договоры (особо важные — при согласии райхстага), осуществлял верховное командование армией и флотом, увольнял и назначал офицеров и чиновников. Президент назначал и увольнял правительство, в том числе его главу — райхсканцлера. Особые полномочия (по силе ст. 48) возлагали на главу государства право и обязанность прибегнуть к «экзекуции» в отношении какой-либо из земель империи, если там нарушались имперские законы, включая применение военной силы. Конституция предоставляла президенту и право, «если в пре­делах Германской империи серьезно нарушены общественная без­опасность и порядок», принимать военные меры и в этих целях временно приостанавливать предписанные Конституцией гарантии прав и свобод граждан, а также издавать собственные указы «с не­отложными целями».

Правительство возглавлялось райхсканцлером, который вносил предложение президенту о кандидатурах министров. Однако, в реа­лизацию высших парламентских полномочий народного представи­тельства, для своей деятельности правительство нуждалось в дове­рии райхстага; равным образом недоверие райхстага означало от­ставку министра или райхсканцлера. Конституционное положение правительства было значительно более самостоятельным по отноше­нию к президенту, чем это было ранее в германской конституции.

Судебная власть вручалась полностью независимым и самостоя­тельным судам. Запрещались исключительные суды и т. н. суды че­сти, т. е. неюридические. Устанавливалась обязательность админи­стративной юстиции для «защиты отдельных лиц... от администра­тивных учреждений». Конституция предусмотрела и образование Верховного суда Германии. Гарантиям гражданских прав был уде­лен почти весь второй раздел Конституции. Провозглашая полное гражданское равенство, основной закон ликвидировал все привиле­гии сословного характера, ещё сохранявшиеся в праве. Всем гражда­нам гарантировались свобода передвижения и эмиграции, вероиспо­ведания и использования национального языка, свобода личности, охрана личной жизни, свобода слова и печати (цензура допускалась только в целях борьбы с порнографией). В политической жизни ус­танавливались свобода митингов и собраний, союзов, общинного са­моуправления. Провозглашалась обязательность среднего образова­ния.

Особо своеобразным был раздел о регулировании хозяйственной жизни. Здесь впервые, практически, нашли воплощение идеи о социальном государстве и социальной предназначенности экономических прав гражданина. Конституция гарантировала собст­венность и свободу договоров, но «ради высших требований общего блага» предполагалась возможность отчуждения имуществ. Пользо­вание собственностью должно было быть социальным, т. е. без об­щественных злоупотреблений. Допускалось и безвозмездное отчуж­дение хозяйственно важных имуществ и предприятий, проведение принудительной монополизации. Наряду с этим провозглашались конституционные гарантии прав рабочих, прав на интеллектуаль­ную собственность, свободы профсоюзов, обязательность государст­венного социального страхования. Под покровительство закона были взяты брак и семья. Содержание ряда статей свидетельствовало о приверженности конституции принципам социалистического рефор­мизма, особенно когда несколько утопически провозглашалось, что «строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам спра­ведливости» (ст. 151). Эти положения тесно перекликались с господ­ствовавшей в правовой науке начала XX в. идеей солидаризма как общей перспективе развития государственного и правового ук­лада.

Многие принципы Конституции 1919 г. оказались новшествами в политико-правовом отношении, и подобно влиянию германского конституционализма XIX в. в свою очередь оказали значительное воздействие на многие конституционные акты Новейшего времени в Центральной Европе и в Азии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: