Билет №7. В ней упражняются инстинкты человека и животных

В задаче подтверждается социальный характер содержания детских игр, который сформулировал в отечественной психологии Даниил Борисович Эльконин. Дети играют в то, что они видят и слышат. Поскольку в племени был матриархат и женщины ходили на охоту и добывали пищу, а мужчины нянчили детей, то в куклы играли именно мальчики, а не девочки, беря пример с мужчин. Второе положение социального характера игры по Д.Б.Эльконину можно сформулировать так: игра социальна не только по содержанию, но и по происхождению, т.к. она возникла из труда. В истории развития общества труд предшествует игре. В развитии общества были времена, когда орудия труда были настолько простыми (палка-копалка), что маленькие дети трудились наряду со взрослыми, им незачем было в игровых условиях отражать жизнь взрослых. С усложнением орудий труда (лук, копья, топоры и т.д.), дети уже не могли трудиться вместе со взрослыми и тогда взрослые стали делать для детей уменьшенные копии орудий, так появились сначала функциональные игры, а позднее и сюжетно-ролевые.

Таким образом, в истории развития общества труд предшествует игре, а в развитии современного ребенка игра предшествует труду и готовит ребенка к нему. В этом заключается социальный характер игры.

До Эльконина были другие представления и природе игры. Карл Гросс считал, что игра связана с биологией человека, т.к. в ней упражняются инстинкты человека и животных.

У человека инстинкты сложнее, упражнять их нужно дольше, поэтому дети играют дольше, чем детеныши животных

Каждый инстинкт упражняется в «своей» игре, поэтому тематика игр разнообразна. Например в играх в «Дочки-матери» упражняется инстинкт материнства, а в играх в войну – инстинкт агрессии. Критика: плюс в том, что Гросс признавал необходимость игры для психического развития ребенка. Минус в том, что он не видел разницы между играми животных и человека. У животных в игре действительно упражняются инстинкты, а у человека игра имеет социальный характер.

Похожая теория и у Зигмунда Фрейда. Он считал, что в игре упражняются не все инстинкты, а только половой инстинкт.

Таким образом, эти теории связывают игру не с социальными условиями, а с биологией человека. А это неверно. Современные дети играют в «бригаду» в «черепашек Ниндзя» потому, что видят фильмы о них по ТВ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: