Дидактика. Конспект лекций Е. А. Волохова, И. В. Юкина. (в переработке моей)
Дидактические категории. Основные понятия дидактики.
Категории дидактики носят исторический характер. Их содержание изменяется в зависимости от развития дидактических систем, ведущей парадигмы образования и развития самой дидактики как области педагогической науки (более хорошо изученные дидактикой категории приобретают более четкое определение).
Образованием принято называть целенаправленный процесс и конечный результат приобретения способов деятельности, познавательных навыков и научных знаний.
Процесс их формирования базируется на мировоззрении и нравственных качествах личности, а также на результате развития творческих способностей. Дидактику интересует образование, накапливаемое в результате обучения.
Самообразование -
Обучением называется целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьника и учителя при достижении определенных целей образования. Обучение тесным образом связывает два важнейших процесса: преподавание и учение.
|
|
Преподавание - процесс деятельности учителя в процессе обучения.
Целью преподавания является передача школьникам необходимых навыков, знаний и умений (традиционный знаниево-ориентированный подход). Долгое время дидактику не интересовал сам процесс учения, внимание уделялось лишь рассмотрению преподавания.
Преподавание сегодня мы понимаем как процесс организации и управления учебно-познавательной деятельностью ученика с целью приобретения и накопления им системы предметных ЗУН и УУД, компетенций, опыта познания, опыта деятельности, творчества, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру (т.е. освоения содержания образования). Это деятельность учителя, направленная на решение дидактических задач.
Учением принято называть познавательную деятельность школьника в период обучения.
Процесс познавательной деятельности может осуществляться в результате самообразования. Процесс учения интересует не только дидактику и педагогику, но и психологию.
Закономерности обучения - связи следствий с причинами, образующиеся между процессом обучения и социальными процессами, отдельными составляющими обучения.
Принципы обучения – основополагающие требования и процессу обучения, его организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Они вытекают из познания закономерностей обучения и регулируют деятельность учителя, выбор методов, средств, форм. Обучение оптимально лишь в том случае, если будут соблюдаться его принципы (например, доступности, наглядности, прочности и др.).
|
|
Знания – научные факты, понятия, схемы, образы, правила, законы, теории, которые нашли свое отражение в сознании и сохранились в памяти учащегося. Виды знаний: эмпирические (из опыта) и теоретические (появляются в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений как между предметами, так и между явлениями).
Умениями называют способы применения приобретенных знаний и жизненного опыта на практике (формируются на практике и при помощи упражнений).
Навыки – действия, которые выполняются человеком почти автоматически, поскольку они доведены до некоего совершенства в результате постоянного повторения (как беглое чтение, счет, письмо, решение задач и выполнение измерений).
Форма обучения – не менее значимая категория в дидактической системе. Формой обучения называют способ внешней организации процесса обучения. Это урок, лекция, семинар, факультатив, экскурсия, домашняя работа и т. д.
Технология обучения – система приемов, способов и последовательности шагов по решению дидактических задач и достижению запланированного и воспроизводимого результата обучения.
Дидактическая система - совокупность методов, выделяющихся по некоторым признакам, а также средств и процессов, направленных на обеспечение всеобъемлющего и полноценного образования. Дидактическую систему отличают определенные особенности, обеспечивающие внутреннюю целостность структуры, содержание обучения, его методы и формы.
http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5.html