10. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.amkodor.by/index.shtml/. Список использованных источников

1. Белкоммунмаш. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://belcommunmash.by/ - Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

2. БелСТАТ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/specst/prom2.php - Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

3. БНТУ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bntu.by/ - Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

4. К.И. Баландин (и др.); под общ. ред. Б.М.Хрусталёва «История Белорусского национального технического универсетета/1920-2010»-Минск, БНТУ 2010.

5. Кленин Н. И., Егоров В. Г. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины. – М.: Колос, 2003. – 464с.

6. Кодекс Республики Беларусь об образовании

7. Министерство Промышленности РБ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minprom.gov.by/-Загл. с экрана. – Яз. рус., англ

8. Научная библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://library.bntu.by/-Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

9. Работа по выбранной специальности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://job.h11.ru/ - Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

10. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.amkodor.by/index.shtml/.

11. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://land-tech.narod.ru/mtz.htm/.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Московский троллейбусный ремонтный завод

3 марта 1944 года для восстановления изношенных троллейбусов на базе старого таксомоторного парка на Новодмитровской улице был открыт троллейбусный ремонтный завод. Поначалу в двух цехах - механическом и инструментальном - началось изготовление запасных частей для троллейбусов, эксплуатируемых в Москве. Через год на базе полукустарного предприятия построили электроаппаратный, пластмассовый, гальванический и деревообрабатывающий цеха. Строительство первой очереди Троллейбусного ремонтного завода завершилось в мае 1946-го. К тому времени предприятие освоило изготовление 100 наименований запасных частей: токоприёмников, пластмассовых сидений, хромированной арматуры, предохранительных клапанов, электрических печей для отопления салона, искрогасительных камер, трубчатых сопротивлений и др. А уже в сентябре 1946-го завод выпустил четыре капитально отремонтированные и модернизированные машины ЯТБ-1, получившие индекс ЯТБ-1М.

Следующая крупная веха в истории предприятия пришлась на 1948-й. Именно тогда завод приступил к ремонту троллейбусов МТБ-82. Одновременно началось изготовление деталей для будущей модернизации машин с деревянным кузовом. На смену частичной модернизации пришла технология выпуска нового цельнометаллического троллейбуса на базе старого ярославского по чертежам Тушинского завода. Весной 1949 года эти цельнометаллические троллейбусы получили индекс МТБ-10.

Всего же за первые десять лет своего существования МТРЗ полностью восстановил и капитально отремонтировал с модернизацией 235 троллейбусов с деревянным кузовом (троллейбусы ЯТБ, в том числе двухэтажные ЯТБ-3), переоборудовал в цельнометаллические 275 машин (модель ЯТБ-1М), освоил технологию проведения ремонта и отремонтировал 895 троллейбусов.

В 60-е годы завод, помимо своей основной специальности, выпускал канавные домкраты для подъема вагонов, которые поставлялись в Брянск, Свердловск, Златоуст, Пермь, Владивосток и другие города Советского Союза. Более того, в 1960-м решением Мосгорисполкома к МТРЗ был присоединен Термитно-стрелочный завод. Объединение двух заводов изменило и усложнило работу предприятия. Объем продукции и количество работающих удвоились. Впервые в стране было освоено производство сварочного термита, нашедшего применение для сварки рельсов в трамвайных предприятиях Москвы и других городов.

С началом работы в Москве троллейбусов типа ЗИУ-5 на МТРЗ в апреле 1963 года был освоен их капитальный ремонт. В 1968 году был освоен ремонт троллейбусов СВАРЗ-ТБЭС и СВАРЗ-МТБЭС.

В 70-е годы кроме проведения капитального ремонта троллейбусов МТРЗ наладил выпуск различных видов продукции: металлоконструкций, технологического оборудования, опор для светильников, контейнеров для овощей, информационных указателей, снегоуборочного оборудования. В январе 1972-го завод приступил к ремонту грузовых троллейбусов серии СВАРЗ Т, с 1976-го на МТРЗ стали поступать на капитально-восстановительный ремонт троллейбусы ЗИУ-682Б.

Любопытная совместная разработка СВАРЗ, МТРЗ и Всероссийского научно-технического общества коммунального хозяйства и бытового обслуживания датируется 1992 годом. Они разработали и изготовили образец троллейбуса на базе кузова автобуса ЛиАЗ-5256. В течение следующего года машина проходила испытания в Филевском парке, где ей был присвоен инвентарный №3000. Эксперимент был продолжен, и к 60-летию столичного троллейбуса МТРЗ выпустил сочлененный троллейбус на базе кузова автобуса ЛиАЗ-6212. Сочлененный МТРЗ-ЛиАЗ эксплуатировался в 7-м троллейбусном парке Москвы до 1998 года, а затем был передан в музей городского пассажирского транспорта. Судьба экспериментального МТРЗ-ЛиАЗ (№3000) на базе кузова ЛиАЗ-5256 сложилась менее удачно. Пассажиров он не возил, а после испытаний в Филевском парке был передан на доработку МТРЗ, где его разрезали на металлолом в 2002 году.

Вторая половина 1990-х годов на МТРЗ стала периодом стагнации. Объемы проводимых капитальных ремонтов заметно упали, качество ухудшалось, что впоследствии вызвало отказ соседних городов от услуг МТРЗ. Одну отдельно взятую машину на заводе могли ремонтировать год, а иногда и больше. В 1997 году на МТРЗ начали проводить капитально-восстановительный ремонт старых московских троллейбусов, которые ранее работали в Москве, но были списаны. Отремонтированные троллейбусы завод продавал другим городам России.

С 2002 года на заводе изменилась концепция капитального ремонта троллейбусов. От частичной замены элементов кузова завод перешел к полной замене основания (2002 год) и самого остова кузова троллейбуса (2004 год). Существенные особенности, значительно повысившие качество капитального ремонта троллейбусов типа ЗИУ-682 и продлившие послеремонтный срок службы, заключались в следующем: - полная замена трубчатого основания; - 100% замена токопроводящих систем (новые жгуты); - полная замена обшивки кузова и крыши, применение цельнотянутых листов; - установка новых пассажирских сидений раздельного типа; - изолированные штанги, подножки, обогреватели салона; - перенос электрооборудования из-под пола на крышу троллейбуса.

Осенью 2002 года МТРЗ изготовил новый троллейбус собственной конструкции, собранный с нуля на производственных площадях завода. Новинке после сертификации был присвоен индекс МТРЗ-6223. Этот троллейбус включал в себя все достоинства модернизированного, но главным преимуществом стал новый кузов, изготовленный на собственном стапеле.

С началом производства новых троллейбусов в названии предприятия исчезло слово «ремонтный», и МТРЗ (Московский троллейбусный ремонтный завод) стал называться МТрЗ (Московский троллейбусный завод).

В феврале 2003 года специалистами МТрЗ при участии конструкторов ООО «Шкода-Остров» (Чешская Республика) и 000 «Ликинский Автобус» на базе автобуса ЛиАЗ-5256.25 был создан троллейбус «Русь» (модель МТрЗ-5279-0000010) с электронной системой управления двигателем (IGBT-транзисторы). Все электрооборудование разместили на крыше в двух компактных герметичных контейнерах.

К своему 60-летию завод представил первый московский низкопольный троллейбус на базе автобуса ЛиАЗ-5292 с чешской системой управления тяговым двигателем. После завершения сертификационных испытаний в ноябре 2004 года ему был присвоен индекс МТрЗ-52791.

Первый московский низкопольник был оборудован чешской системой управления, регулируемым наклоном уровня пола (система ECAS), местами для размещения и фиксации двух инвалидных колясок, а также специальной информационной системой для слепых и слабовидящих пассажиров. Серийное производство таких троллейбусов было начато в 2005 году. Все низкопольные троллейбусы, изготовленные на МТрЗ, поставлялись только для троллейбусных парков Москвы. Выпуск этой серии был завершен в 2009 году.

С началом выпуска новых моделей троллейбусов на МТрЗ был создан современный участок сервисного и гарантийного обслуживания, который взял на себя как гарантийное, так и послегарантийное обслуживание троллейбусов не только выпускаемых на заводе, но и других машин поставляемых в столицу.

Одним из последних проектов, реализованным совместно с Ликинским автобусным заводом, стало создание ширнирно-сочлененного низкопольного троллейбуса модели МТРЗ-6232, оснащенного электронной системой управления «Чергос». Такой троллейбус был сделан в единственном экземпляре, и в настоящее время он успешно работает в Филевском автобусно-троллейбусном парке Москвы.

В 2009 году на МТрЗ было начато строительство низкопольного троллейбуса собственной конструкции МТрЗ-5238. Под его разработку и создание был полностью обновлен конструкторско-технологический отдел, который возглавил опытный конструктор А. Е. Проклов, ранее трудившийся на крупнейшем в мире троллейбусном заводе в городе Энгельсе. Руководит строительством другой опытный конструктор - Ф. Н. Нухов, до этого проработавший более 25 лет на Башкирском троллейбусном заводе. Для строительства перспективной модели троллейбуса МТРЗ-5238 был специально переоборудован отдельный участок.

В настоящее время (далее Н.В.) МТрЗ выпускает модели троллейбусов: МТРЗ-6223, ЗиУ-682ГМ, МТРЗ-5238

В Н.В. МТрЗ не выпускает модели троллейбусов: МТрЗ-ЛиАЗ-6220, МТРЗ-5279, МТРЗ-6232.

Кратко о моделях завода

МТРЗ-6223. Завод-изготовитель МТрЗ, Москва, Россия Проект, г. 2002 Выпускался, гг. 2002-2006 Назначенный срок службы, лет 15 Экземпляры 68 Снаряженная масса, т 10,3 Макс. скорость, км/ч 60 Вместимость, чел. Мест для сидения 26+1 Номинальная вместимость (5 чел/м²) 89 Полная вместимость (8 чел/м²) 113 Габариты Длина, мм 12100 Ширина, мм 2510 Высота по крыше, мм 3270 Низкопольность, % 0 База, мм 6025 Салон Количество дверей для пассажиров 3 Формула дверей 2-2-2 Освещение салона Люминесцентное Двигатель Тип ДК-213 Мощность, кВт 115 Система управления РКСУ Рабочее напряжение, В 600

ЗиУ-682ГМ Завод-изготовитель МТрЗ, Москва Выпускался, гг. С 2004 Назначенный срок службы, лет 5-7 Макс. скорость, км/ч 60 Вместимость, чел. Мест для сидения 28 Полная вместимость (8 чел/м²) 120 Габариты Длина, мм 11600 Ширина, мм 2970 Высота по крыше, мм 3355 Салон Количество дверей для пассажиров 3 Формула дверей 1-2-2 (2-2-2) Освещение салона лампы накаливания, люминесцентное Двигатель Мощность, кВт 110 Система управления РКСУ Рабочее напряжение, В 400-700

МТРЗ-5279 — серия российских высокопольных и низкопольных троллейбусов большого класса, собираемых с 2003 года в автобусных кузовах Ликинского завода на Московском троллейбусном заводе (МТрЗ).

МТРЗ-6232 МТРЗ-6232

Троллейбус МТРЗ-6232 №3690 Завод-изготовитель МТрЗ, Москва, Россия Проект, г. 2004 Выпускался, гг. 2007 Назначенный срок службы, лет 12 Экземпляры 1 Снаряженная масса, т 15,163 Макс. скорость, км/ч 75 Вместимость, чел. Мест для сидения 32 Полная вместимость (8 чел/м²) 159 Габариты Длина, мм 17990 Ширина, мм 2500 Высота по крыше, мм 2880 База, мм 5990 Клиренс, мм 152 Салон Количество дверей для пассажиров 4 Формула дверей 2+2+2+2 Освещение салона Люминесцентное Двигатель Система управления ТрСУ Рабочее напряжение, В 600

ЛиАЗ-6220 Общие данные Производитель: Ликинский автобусный завод; Годы пр-ва: (год выпуска) 1993 год; Сборка: СВАРЗ; Класс: Высокопольный сочленённый городской троллейбус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: