Неотложная помощь при острых отравлениях спиртами

В медицинском пункте проводятся мероприятия по удалению не всосавшегося яда: необходимо вызвать рвоту, провести зондовое промывание желудка 2% раствором гидрокарбоната натрия, а при невозможности последнего беззондовое промывание желудка до чистых промывных вод, после чего ввести солевое слабительное. Если состояние больного позволяет, то для профилактики ацидоза можно назначить натрия бикарбонат в порошках not—2 грамма несколько раз в сутки, под контролем pH мочи с помощью индикаторной бумаги.

При отравлениях тарифицирующимися спиртами (метанол, этиленгликоль, его эфиры, ТГФС) в качестве антидота применяется этиловый спирт, который вводится per os в дозе 100—150 мл 30% раствора или внутривенно в дозе 1 мл/кг (96° этанола) в виде 5% раствора в 5% глюкозе. Начало применения этанола оправдано в ранние сроки интоксикаций. Не целесообразно введение этанола в поздние сроки, т. е. при отравлении метилцеллозольвом и этилцел- лозолыюм — в конце первых — в начале вторых, при отравлениях этиленгликолем и тетрагидрофурфуриловым спиртом в конце 2-х суток, а при интоксикации метанолом — позднее 3 суток.

Неотложная помощь при коматозных состояниях, вызванных отравлениями спиртами, должна заключаться в восстановлении нормализация гемодинамики и дыхания, в связи с тем, что кома часто осложняется их расстройствами. В комплекс лечебных мероприятий входят: профилактика аспирации, восстановление проходимости дыхательных путей с санацией ротовой полости, проведение интубации трахеи и перевод больного на адекватный режим вентиляции с помощью дыхательных приборов.

Для усиления естественной детоксикации особенно показано проведение форсированного диуреза. Промывания желудка из-за особенности токсикокинетики метанола требуют его повторного проведения, а иногда даже налаживания длительного орошения слизистой оболочки желудка раствором бикарбоната натрия.

Обязательная в случаях отравлений спиртами экстракорпоральная детоксикация должна осуществляться в ранние сроки (1—2-е сутки) заболевания с использованием гемодиализа, так как гемосорбионные методы при алкогольных интоксикациях совершенно не эффективны. Гемодиализ необходимо проводить даже при подозрении на отравление метанолом.

Лабораторная диагностика — см. токсикологическую химию

Бензины

Бензины — смесь метановых, нафтеновых, ароматических и непредельных углеводородов с числом углеродных атомов в молекуле от 4 до 12. Это прозрачные летучие легко воспламеняющиеся бесцветные или желтоватые жидкости с характерным запахом. Бензины легко переходят в парообразное состояние: температура кипения для разных бензинов колеблется в пределах 140-250°С

Бензины различаются по происхождению и методам получения. Нефтяные бензины получают перегонкой нефти, а также термическим и каталитическим разложением отдельных фракций нефти (крекинг).

С учетом технологии получения бензины подразделяются на следующие виды:

2. I. Бензины прямой гонки (отгонка летучих фракций нефти). Бензины термического и каталитического крекинга (основной современный метод получения бензинов).

3. Газовые бензины, получаемые из природных углеводородных газов путем конденсации и абсорбции.

4. Бензины, получаемые путем гидрогенезации угля.

По химическому составу бензины неоднородны и отличаются по содержанию различных групп углеводородов. Бензины, получаемые прямой перегонкой нефти, как правило, состоят из парафиновых и нафтеновых углеводородов. Количество ароматических углеводородов в них невелико, но тем не менее и в этой группе все же выделяют бензины, содержащие ароматические углеводороды в количестве до 15—16%: бензины марки БР-1, БР-2, экстракционный, бензин-растворитель (уайт-спирит), лаковый бензин, тяжелый бензин. Самая низкокипящая фракция нефти — петролейный эфир, а самая высококипяшая — уайт-спирит. Большинство прямогонных бензинов и все бензины термического крекинга и коксования до включения в состав товарных бензинов подвергаются химической переработке; к базовым бензинам во многих случаях добавляют компоненты, полученные алкилированием, полимеризацией и др., а также антидетонационные добавки, пигменты.

Крекинг-бензины, являющиеся продуктами расщепления тяжелых фракций нефти, отличаются высоким содержанием ароматических и непредельных углеводородов. Следует учесть, что токсичность бензинов повышается с увеличением содержания в них ароматических углеводородов и соединений серы.

Бензины стандартизируются по следующим сортам: авиационный, содержащий преимущественно низкокипяшую фракцию;

медицинский, содержащий в основном фракцию с температурой кипения 60° С;

специальный («Галоша») для резиновой промышленности, состоящий из фракций, кипящих при температуре от 80 до 120° С;

4) автомобильные бензины с температурой кипения от 30-35° С до 185-195° С (летние и зимние марки бензинов).

Фракционный состав бензинов тоже различен. Наиболее узкий спектр фракций имеют бензины, используемые в качестве растворителей, а наиболее широкий автомобильные и авиационные бензины.

Токсичность бензинов различна в зависимости от природы нефти, характера ее переработки, углеводородного состава топлива. В основном современные бензины

готовят смешением бензинов прямой перегонки или каталитического крекинга с различными компонентами, которые вводятся в топливо в количестве от 5 до 40% для придания ему необходимых свойств. Кроме того, в бензинах содержатся различные соединения серы (в авиацион­ных не более 0,05%, в автомобильных — до 0,3%). ТЗДСИМ 0бра30М, ХИМИЧ6СКИИ COCT3JB ТОПЛИВЕ И присутствие в нем различных присадок определяют основные токсические свойства бензинов.

Обладая значительной летучестью, бензины легко проникают в организм через дыхательные пути, при этом быстро испаряющиеся сорта дают менее тяжелую картину интоксикации, и, наоборот, весьма тяжело протекает отравление при контакте с менее летучими фракциями бензина. Опасная для жизни концентрация паров бензина составляет 30—40 мг/л при экспозиции 5— 10 мин. Легкие отравления могут возникнуть при вдыхании паров бензина в концентрации 5-10 мг/л в течение нескольких минут, а тяжелая интоксикация возникает при концентрациях яда в воздухе 15—20 мг/л. Концентрации паров бензина более 40 мг/л могут вызывать молниеносные формы отравлений (быстрая потеря сознания и смерть). Последствия прогнозируется исходя из величин коэффициентов распределения вода/воздух (кровь/воздух). Пары бензинов имеют очень низкие коэффициенты растворимости в воде и крови. Учитывая, что в автомобильных бензинах содержится часть легколетучих углеводородов, отсутствующих в авиационных бензинах, отравления ими более опасны, чем авиационными. Пороговые концентрации бензинов по запаху 0,3- 3,12 мг/мл; они колеблются для разных бензинов и зависят от степени очистки, содержания сернистых соединений.

Бензины способны всасываться через кожу; описаны отравления и при приеме бензина внутрь. Отравления могут возникнуть при переливании бензина из одной емкости в другую подсосом через шланг, при этом возможно про­глатывание бензина, а иногда и его аспирация. Смертельная доза бензина при приеме внутрь — 50 мл. Предельно допустимые концентрации паров бензина- растворителя — 300 мг/м3, топливного бензина — 100 мг/м3.

Токсикокинетика и механизм токсического действия бензинов. Бензин, имеющий очень малый коэффициент распределения кровь/альвеолярный воздух, быстро накапливается в крови в небольшом количестве, вызывая стремительное развитие картины отравления. Насыщение крови и попадание в центральную нервную систему происходит быстро. Выделяется бензин через легкие, и тоже быстро. С большой жирорастворимостью и высоким коэффициентом Овертона— Мейера связана высокая сорбционная емкость жировой ткани для бензина. Депонирование всосавшегося бензина происходит в тканях, содержащих большое количество липидов.

Токсическое действие бензинов — результат вредного влияния алканов, циклоалканов и ароматических углеводородов, входящих в их состав. Бензин обладает местным раздражающим и общим (резорбтивным) действием. Бензин, прежде всего, выступает как наркотик и действует аналогично метановым углеводородам и циклопарафинам, составляющим его основу. Жидкие углеводороды с числом углеродных атомов 5—16 ответственны за наркотическое и раздражающее действие. Сероорганические соединения, входящие в состав сернистых и многосернистых нефтей, сами по себе обладают наркотическим действием и, в отличие от углеводородов, инициируемый ими наркоз имеет значительную продолжительность.

Будучи высоколипофильными соединениями, углеводороды бензинов, вероятно, способны оказывать мембраностабилизируюший эффект за счет насыщения липидного слоя мембран, что приводит к нарушению ионной проницаемости и блокаде проведения нервных импульсов. Есть данные о влиянии бензинов на активность холинореактивных структур за счет снижения активности ацетихолинэстеразы. Нарастания содержания ацетилхолина и регистрации возбуждения парасимпатического отдела вегетативной н.с.

Наиболее важными токсическими эффектами бензина являются наркотический и общий анестезирующий. Снотворное (наркотическое) действие алифатических составляющих бензина усиливается одновременно с ростом числа атомов углерода, по крайней мере, до октана. При этом потенциально летальное наркотическое действие циклоалканов (нафтенов) сильнее, чем у алифатических компонентов с одинаковой точкой кипения.

Помимо наркотического эффекта, бензины оказывают многостороннее действие на функции нервной системы, что позволяет с полным правом считать их типичными нейротоксическими агентами. При такой интоксикации пораженными оказываются все отделы нервной системы: страдает высшая нервная деятельность, дезорганизуется работа вегетативной нервной системы, имеются четкие признаки поражения подкорковостволовых отделов.

Под влиянием бензинов происходит угнетение процессов тканевого дыхания, в первую очередь в структурах ЦНС. Бензины обладают выраженными кардио- и гепатотоксическим действием. Они угнетают секрецию желез пищеварительного тракта и оказывают преимущественно подавляющее действие на ряд эндокринных желез (надпочечники, щитовидная железа, яичники). Некоторые проявления интоксикации бензинами связывают с их способностью растворять жиры, т. е. вызывать своеобразный обезжиривающий эффект. Особенно это заметно при попадании ядовитого вещества на кожу.

Вдыхание воздуха, содержащего большие концентрации паров бензина, вызывает токсический (геморрагический) отек легких. Иными словами, бензины выступают как пульмонотоксичные агенты.

При проникновении жидких углеводородов бензина в дыхательную систему развивается химическая бронхопневмония с выраженным геморрагическим синдромом. При хроническом воздействии (длительный профессиональный контакт с парами бензина) обнаруживаются иммунотоксические эффекты, в результате чего формируется иммунодепрессивное состояние. При этом иммунотоксичность бензинов, согласно наблюдениям, связана с собственно повреждающим действием их на иммунную систему. Угнетающее влияние на иммуногенез может лежать в основе характерной для ряда бензинов канцерогенной активности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: