Предпосылки энергетической безопасности России

Прежде всего, предотвращение экономических и социально-политических угроз энергетической безопасности - это общеэкономическая задача, решаемая с помощью соответствующих подходов и механизмов. В соответствии с отмеченной выше важностью региональных аспектов энергетической безопасности России следует формировать и реализовывать необходимую региональную энергетическую политику (Приложение А).

1) Создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития

Истощение запасов нефти и традиционных энергоресурсов, рост цен на них и обострение экологических проблем обусловили глобальный интерес к разработке и использованию альтернативных видов топлива для получения механической, тепловой, электрической энергий и биоудобрений. При постоянном росте цен на энергию внедрение новейших технологий, позволяющих, например, превратить отходы животноводства в тепло и электричество, позволяет значительно снизить издержки и повысить конкурентоспособность.

Рисунок 2.3.1 - Распределение источников чистой энергии в 2030 году[20]

Эксперты аналитического центра Agora Energiewende очертили пути решения вопроса резервирования мощностей. По их словам, не обязательно держать в резерве тепловые электростанции такой же мощности, как работающие возобновляемые. "Во-первых, за счет расположения солнечных, ветровых станций в разных регионах страны они частично компенсируют друг друга, ведь погода на разных локациях отличается. Во-вторых, ветер дует тогда, когда нет солнца, и наоборот — они частично заменяют друг друга. Все это снижает риски", — отметил Кристоф Подевилс.

Утилизация отходов — это вклад не только в экологию, но и в экономическую эффективность предприятий!

Как правило, компании самостоятельно осуществляют инвестиции в проекты, направленные на ресурсо- и энергосбережение, а также на внедрение систем энергоменеджмента на собственных предприятиях и объектах. Однако в качестве одного из решений по внедрению мероприятий, направленных на улучшение показателей энергоэффективности, предлагаем концепцию «ESCO» (ЭСКО) – Энергетической сервисной компании.

КЛИЕНТ
ЭСКО
Поставщики оборудования
Субподрядчики
Разработка и управление
Финансирование


Рисунок 2.3.2 - Схема Энергетической сервисной компании

Такое решение позволяет реализовать планы мероприятий по повышению энергоэффективности без привлечения инвестиций со стороны владельца объекта/Заказчика. Типовое соглашение с ЭСКО фактически является соглашением «под ключ» по реализации мероприятий по энергосбережению и увеличению энергоэффективности и не требует задействования ресурсов Заказчика.

Сервисное соглашение между Заказчиком и Энергосервисной компанией, как правило, охватывает следующие виды услуг:

· проектирование,

· закупка оборудования,

· заключение договоров,

· финансирование,

· управление проектом и гарантия качества (в части рабочих характеристик).

Возврат стоимости соглашения с ЭСКО происходит посредством достигнутой в ходе реализации соглашения экономии.

Главный принцип Энергетической сервисной компании - Заказчик продолжает получать доход от экономии энергии и сокращения выбросов парниковых газов и после окончания действия сервисного соглашения.

2) Обеспечение устойчивого развития ТЭК

Теоретически доказано, что устойчивое развитие ТЭК – это непрерывный процесс реализации решений по достижению нового равновесного состояния между изменившимися условиями внешней среды и возможностями хозяйствующих субъектов топливно-энергетического комплекса реализовывать свою народнохозяйственную миссию в новых условиях. Устойчивое развитие основывается на единстве следующих компонентов: эффективной правовой среды, оптимальном выборе экспортной и сырьевой политики.

Развитию экспорта мешают ограниченный доступ к ресурсам и слабость торговых ассоциаций. Кроме того, ограниченный доступ к кредитам на покупку оборудования и сырья, а также ограниченное использование сертификации и отсутствие цеховой солидарности. Фирмы не сотрудничают друг с другом, и это приводит к недоразвитости торговых ассоциаций и кластеров продукции.Для начала, необходимо рассмотреть вопрос о снятии грифа секретности с данных по балансу запасов. Когда в отечественном ТЭКе работают зарубежные инвесторы, а наши компании проходят международный аудит по запасам, подобная секретность – явный анахронизм.

Из-за архаичности системы оценки запасов отечественная ресурсная база недооценена. Это напрямую сказывается на инвестиционной привлекательности отечественных компаний ТЭКа. Природные активы страны должны иметь обоснованную, понятную и объективную стоимость. Исходя из этого:

Ø следует разработать и утвердить законодательно новую классификацию запасов, максимально приближенную к международным стандартам, чтобы она была как можно больше близкой и понятной инвесторам из-за рубежа.

Ø следует ввести обязательные регламенты на проектирование и разработку месторождений полезных ископаемых. Необходимо учитывать все факторы, влияющие на эффективность добычи сырья. Все без исключения недропользователи обязаны соблюдать существующие условия разработки месторождений, полностью извлекать полезные ископаемые на всём предоставленном участке, а не работать по принципу «снятия сливок». Здесь имеется в виду прежде всего, конечно, использование соответствующих технологий.

Ø наделить Роснедр функцией выполнения государственной экспертизы. При этом центральная комиссия по согласованию технических проектов должна стать коллегиальным органом. В неё должны войти представители министерств, ведомств, компаний, экологи, учёные и эксперты.

Конечная цель стратегии развития ТЭК – обеспечение максимально эффективной разработки месторождений, увязка её с планами регионов, отраслевыми и территориальными стратегиями, развитием инфраструктуры. Одновременно должны решаться вопросы восполнения сырьевой базы, активизирования геологоразведочных работ в малоизученных, но перспективных районах. Необходимо стимулировать развития месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. При этом необходимо руководствоваться исключительно объективными критериями. Именно на добычу этой категории распространяются льготы (решение о них принято весной прошлого года). При добыче из трудноизвлекаемых залежей растёт спрос на научные исследования и передовые технологии, на инновационное оборудование, создаются дополнительные рабочие места в металлургической, химической промышленности, машиностроении. Именно такой мультипликативный эффект показали проекты, которые осуществляются в Татарстане, Западной Сибири и на Сахалине.

3) Повышение эффективности использования топливно - энергетических ресурсов

· Сформировать государственную информационную систему ТЭК, которая должна позволить сделать так, чтобы и регулирующие органы, и эксперты получали достоверную информацию о состоянии отрасли.

· Развить крупные узлы международной энергетической инфраструктуры на территории России, с использованием новых энергетических технологий.

Нельзя не отметить постоянный интерес США к энергетической инфраструктуре по всему миру. США содействовали и продолжают содействовать реализации ряда проектов, направленных на диверсификацию маршрутов транспортировки углеводородов («Набукко», «Баку-Тбилиси-Джейхан» и т. п.). Очевидно, США стремятся контролировать ключевые маршруты транспортировки углеводородов, в т. ч. и те, в которых у Америки отсутствует непосредственная экономическая заинтересованность. Это объясняется, во-первых, геополитическими интересами сверхдержавы (раздел сфер влияния с Россией), во-вторых, обеспечением энергетической безопасности европейских союзников.

· Увеличить стратегическое присутствие России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг в сфере энергетики за счет развертывания глобально ориентированных[21] специализированных производств.

Ярким примером может служить немецкая компания Айрих. Она предлагает по всему миру широкий спектр услуг в области промышленной подготовки продуктов с последующей переработкой. Компания Айрих осознаёт свою миссию на мировом рынке как миссию ведущего поставщика технологий по подготовке продуктов для последующих производственных процессов. Быть глобально ориентированным предприятием и, таким образом, быть ближе к заказчикам - эта деловая философия позволила Группе Айрих утвердиться во всех важных экономических регионах мира. На переднем плане стоит инновационная техника, предоставляющая потребителю оптимальную выгоду, которая достигается компанией Айрих благодаря собственным разработкам, высокому уровню производства оборудования и всеобъемлющему сервису.

4) Повышение инвестиционной привлекательности региона и отрасли

Инвестиционная привлекательность — понятие комплексное и является результатом финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного предприятия и в целом активности предпринимательства региона.

Одной из основных причин недостаточного объема инвестиций направляемых в энергетику, является отсутствие скоординированной государственной политики в этой отрасли. Проблема даже не в том, что федеральным ведомствам трудно договориться, проблема, что по принятым процедурам это происходит очень медленно.

Для решения данной задачи необходимо:

§ Реализовать программу обучения специалистов муниципальных образований по вопросу разработки и реализации инвестиционных стратегий муниципальных образований.

§ Формирование земельных залоговых инвестиционных фондов[22] на муниципальном уровне. Повысить качества управления государственной собственностью региона.

§ Разработать стратегии развития туризма в регионах, в которых значительное внимание будет уделено вопросам создания условий для привлечения инвестиций в развитие туристической инфраструктуры (например, реализация предложений английской компании Mabey& Johnson по возведению быстро устанавливаемых мостов, стальных виадуков и других конструкций).

5) Модернизация энергетической инфраструктуры

Для реанимации инфраструктуры топливно-энергетического комплекса можно использовать опыт по модернизации системы ТЭК в странах Восточной Европы (Польша, Латвия) с идентичной отечественной инфраструктурой ТЭК до модернизации или Германии:

Энергетический переворот (Energiewende), как называют реформу в Германии, отсчитывают от принятия нового пакета мер в энергетике в июле 2011 года. Они включают в себя окончательный отказ от атомной энергетики к 2022 году и получение 80 процентов энергии из ВИЭ к 2050 году. Для этого стране потребуется новая энергетическая инфраструктура, включающая, помимо электростанций, дополнительные ЛЭП и энергохранилища. Власти рассчитывают также повысить энергоэффективность зданий и перевести городской транспорт с горючего топлива на электричество, получаемое из ВИЭ.

Намерение повысить энергоэффективность в Латвии отражено на политическом уровне. Принятые в стране " Направления развития энергетического сектора на 2007-2016 гг." содержат твёрдое обязательство содействовать повышению энергоэффективности с использованием количественных целевых показателей.

Энергоэффективность и возобновляемая энергетика являются неотъемлемой частью государственной политики и программы по борьбе с изменением климата. Вот уже несколько лет в Латвии ведется работа над законом, который называется – Закон «Об энергоэффективности зданий». Он призван определить учреждения, ответственные за введение системы энергоэффективности и контроль над ней, уточнить правовую и организационную основу энергосертификации. Результаты закона поразительны – построено несколько тысяч так называемых «пассивных домов», энергопотребление которых вшестеро ниже, чем определено действующими строительными нормативами Латвии. Учитывая, что в Латвии собственных энергоресурсов нет, хозяйственная деятельность должна считаться приоритетом, требующим незамедлительной реализации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: