Заключение

В настоящее время ТЭК является "несущей конструкцией" российской экономики. Энергетический сектор обеспечивает до 30% всех доходов консолидированного бюджета, почти 45% экспортных валютных поступлений и около 30% объема промышленного производства России.

Относительно более высокая успешность функционирования нефтегазового комплекса (НГК) по сравнению с другими отраслями создает иллюзию его долгосрочного и устойчивого благополучия и делает комплекс постоянным и основным донором бюджета. Однако необходимо признать, что сегодня ТЭК работает в режиме истощения своего производственного потенциала, проедая "запас прочности", обеспеченный массированными инвестициями предыдущих десятилетий. Основные производственные фонды всех отраслей ТЭК по возрастной структуре, степени износа и техническому состоянию приближаются к критическому уровню. Влияние предыдущих затрат может закончиться очень скоро (подходит к концу период получения эффекта от осуществленных ранее инвестиций) и существует опасность обвального выбытия старых фондов, закрытия большого числа скважин в связи с их снижающейся рентабельностью.

Чтобы топливно-энергетический комплекс функционировал как единое целое и обеспечивал синергетический эффект в решении энергетической проблемы, имел необходимую (организационную) основу для своего устойчивого развития – необходимо формирование механизма согласования и координации интересов в развитии элементов топливно-энергетического комплекса. В роли такого «координатора» интересов может выступать государство, которое имеет возможность разрабатывать общую комплексную программу развития топливно-энергетического комплекса и воздействовать на его отдельные элементы для достижения сбалансированности и устойчивости развития в долгосрочном периоде.

Как показывает опыт зарубежных стран, вступление в ВТО в долгосрочной перспективе имеет отчасти позитивное влияние на экономику, тогда как в краткосрочном периоде могут возникнуть проблемы, связанные со структурной перестройкой национального хозяйства.

Для положительного эффекта от вступления в ВТО в стране должны быть развитые экспорт-ориентированные производители и целые отрасли. Тогда они начинают стремиться на внешние рынки, и им нужен дополнительный инструмент для продвижения товаров, которым является ВТО. Для России главная статья экспорта – это энергоресурсы, на которые на международном рынке, как правило, не распространяются дискриминационные меры. Поэтому для России фактор длительности срока вступления не является строго критичным. Особенно, учитывая то обстоятельство, что большинство стран мира уже вступило в ВТО и в текущий период уже, по сути, нет фактора «гонки вступления», как это было еще несколько лет назад, когда России было выгодно оказаться в ВТО впереди Грузии и Украины.

До сих пор нет четкого и однозначного ответа на вопрос, какой социально-экономический эффект получит топливно-энергетический комплекс России от вступления в ВТО. В значительной степени это связано с тем, что детальные обязательства по изменению ставок и квот были опубликованы лишь после подписания протокола. Но даже предварительные оценки, подготовленные государственными и независимыми исследовательскими организациями, не позволяют с уверенностью утверждать, что общий эффект будет положительным.

Выгоды для топливно-энергетического комплекса России могут быть:

1. В освоении новых, пока не освоенных месторождениях энергоресурсов.

2. В развитии рынков собственных за счет внедрения новых технологий, ноу-хау. Они могут стимулировать занятость.

3. В привлечении инвестиций. Инвестиции можно привлекать под какой-то ресурс: дешевые рабочие ресурсы, природные ресурсы и т.д.

4. Ослабление фактора лоббирования на региональном и отраслевом уровнях.

5. В условиях доступа на финансовый рынок зарубежных компаний, субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) получат доступ к дешевым кредитным ресурсам, что станет позитивным фактором развития МСП.

Проведенный анализ показывает что, в наименьшей степени от вступления в ВТО проиграют добывающие отрасли — нефтегазовый сектор, угольная промышленность. В масштабах российской экономики доля этих отраслей составляет около 40%. В экспорте РФ природные ресурсы доминируют: около 70% приходится на энергоносители и 13% — на минералы и металлы. Среди производителей первыми последствия от присоединения к ВТО почувствуют, прежде всего, в энергетике, за счет снятия барьеров для доступа российских товаров на рынки членов ВТО, потери от которых, по оценкам экспертов, составляют более 2 млрд. долларов.

Предложенные направления по внедрению альтернативной энергии, в форме биотоплива, поможет решить важные задачи:

- уменьшение негативного воздействия на окружающую среду;

- сокращение дефицита энергоресурсов;

- расширения ассортимента на внешних рынках энергоресурсов;

- устойчивое обеспечение населения энергоносителями;

- энергетическая безопасность страны.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

I. Нормативные, подзаконные акты и ГОСТы:

1. Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"

2. Федеральный закон от 03.12.2012 N 240-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

3. Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса"

4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

5. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"

6. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.12.2012) "О недрах"

7. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды"

8. Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

9. Приказ Росстата от 18.01.2012 N 5 "Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедрами федерального статистического наблюдения за состоянием и изменением запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа, примесей ванадия и никеля в нефти"

10. Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"

II. Монографии, учебные пособия и справочная литература:

11. Мозговая Е.С. Развитие альтернативной энергетики как направление устойчивого развития ТЭК России, Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета (СГСЭУ). – 2011. – № 2(36) – 0,5 п.л.

12. Подшиваленко Г.П. Инвестиционная деятельность. Учебное пособие – КНОРУС, СПбю, 2008.

13. Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. – М.: Финансы и статистика, 2012.

14. Липсиц, И.А. Бизнес-план – основа успеха: Практическое пособие / И.А. Липсиц – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2012

III. Периодические издания:

15. Аналитический отчет ВТО-информ «Оценка макроэкономических последствий вступления России в ВТО», Москва 2012 г.

16. Доклад о развитие человеческого потенциала в РФ 2009: Энергетика и устойчивое развитие, Москва 2010г.

17. Газета НГ-Энергия, Константин Шастин «Реанимация энергетического комплекса», 11.12.2012. - Электронный ресурс. Режим доступа: www.ng.ru

18. РИА Рейтинг, аналитическая бюллетень «Электроэнергетика: тенденции и прогнозы. Итоги 2012 года», выпуск №9, Москва, 2013.

19. Российская газета RG.RU, статья от 25.03.2013, Семен Петров, «Шельфовая специализация «Роснефти»».

20. «Проблемы развития рыночной экономики» /Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. Вып. 4. – М.: ИПР РАН, 2008. - С. 58-71

21.Заседание Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности от 13 февраля 2013 года.

22. Научно-просветительский журнал СКЕПСИС № 9, Ждановская А. «Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО?», 2009г.

23. Информационно-аналитическое агентство Cleandex.ru, «Состояние и перспективы мирового рынка биотоплива».

24. Исследования компании Abercade «Мировой рынок биогаза в 2011 году».

25. Центр маркетинговых компетенций, Сурин А. «Опыт стран членов ВТО. Проблемы присоединения».

26.Центр изучения мировых энергетических рынков (ИНЭИ РАН), информационно-аналитический обзор «Нефть сланцевых плеев», Москва ноябрь 2012г.

27. «Энергоэффективность в России: скрытый резерв», отчёт экспертов Группы Всемирного банка, 2008 г.

IV. Документация органов власти, министерств:

28. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715-р.

29. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. № 2227.

30. Стратегия развития таможенной службы до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р.

31. Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2012 год.

32. Ежемесячный отчет об исполнении бюджета на 01.01.2012-01.03. 2013 года.

33. Доклад о состоянии науки в Российской Федерации/ Ассоциация содействия науке – РАСН, 2011г.

34.Государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" от 10.04.2013

V. Интернет-источники:

35. Информационно-аналитический портал SmartGrid.ru, новости от 18 апреля 2012 года «О проблемах практической реализации научно-технической и инновационной политики в ТЭК России»

36. Министерство энергетики РФ, - Электронный ресурс. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/

37. Официальный сайт республики Татарстан – Электронный ресурс. Режим доступа: www.tatarstan.ru

38. Официальный сайт казначейства России, - Электронный ресурс. Режим доступа: roskazna.ru

39. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР), - Электронный ресурс. Режим доступа: www.rsoc.ru

40. Федеральная служба государственной статистики, - Электронный ресурс. Режим доступа: www.gks.ru

41. Россия и ВТО, - Электронный ресурс. Режим доступа: www.wto.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ А – Стратегия развития топливно-энергетического комплекса(ТЭК) России

№ п/п ПРОБЛЕМЫ ЗАДАЧИ Решение проблемы Стратегия развития
Национальный уровень Региональный уровень
  Негативное воздействие на окружающую среду Загрязнение окружающей среды Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду Создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития повышение интереса к альтернативной энергетике внедрение энергосберегающих технологий развитие нетрадиционной возобновляемой энергии
Изменение качества природных ресурсов
  Недостаточное правовое регулирование ТЭК Экспансия[24] западных ТНК Поддержание экспортного потенциала ТЭК Обеспечение устойчивого развития ТЭК Создание надежной сырьевой базы; Улучшение законодательной базы; Расширение экспорта продукции;
Нарастающая потеря внешних рынков
  Углубляющийся разрыв поколений в области научно-внедренческой деятельности Усложнение добычи энергоресурсов Устойчивое обеспечение населения и экономики страны энергоносителями Повышение эффективности использования топливно- энергетических ресурсов достижение научного и технологического лидерства России по ряду важнейших направлений, обеспечивающих ее конкурентные преимущества увеличение страт. присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг в сфере энергетики за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств развитие крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории России, с использованием новых энергетических технологий
  Дефицит инвестиций в ТЭК Износ Основных фондов Повышение инвестиционной привлекательности региона и отрасли
Износ энергетического оборудования
Снижения темпов и уровня перспективных разработок Модернизация энергетической инфраструктуры
                   

[1] World Economic Forum

[2] Росстат

[3] Оценка SBS - (ранее ООО «Бизнес Решения») — российская консалтинговая компания, специализирующаяся на разработке стратегий развития и реализации проектов по повышению эффективности и управляемости организаций

[4],5,6 Working Party on the Accesion of the Russian Federation – Report of the Working Party on the Accesion of the Russian Federation Trade Organization.

[7] LPG (liquified petroleum gas)– сжиженный нефтяной газ

[8] Термин «Поставка до границы» означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но еще не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны. Под термином «граница» понимается любая граница, включая границу страны экспорта.

[9] Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК)

[10] «Технологические «точки роста» Российской нефтяники», режим доступа: http://www.rspp.ru/viewpoint/view/105

[11] «Шельфовая специализация РОСНЕФТИ», режим доступа: http://www.rg.ru/2013/03/25/neft.html-

[12] Последствия для отрасли будут определяться сложившейся в регионах России территориальной и отраслевой структурой производства и потребления, а также региональной системой ее регулирования.

[13] Статистические данные ЦДУ ТЭК

[14] Электронный ресурс, режим доступа: http://mingas.ru- rynok-prirodnogo-gaza/

[15] РИА Новости февраль 2013 год. Рейтинг за 2012 год.

[16] Инерционный сценарий. При нем происходит консервация экспортно-сырьевой модели при замедлении добычи и экспорта углеводородов, снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и рост зависимости от импорта товаров и технологий. В этом случае темп роста ВВП снижается до 3,3% в год в 2011-2020 годах.

Энерго-сырьевой сценарий. Он предусматривает ускоренное развитие и модернизацию энерго-сырьевых отраслей и транспорта, а также "фрагментарную модернизацию высокотехнологичных секторов при отсутствии масштабного экспорта продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. Темп роста ВВП в этом случае составит в среднем 5,3% в год в 2011-2020 годах.

[17] Стратегия модернизации экономики, А.В. Юрченко, 2011 год

[18] РИА Новости: Федеральный бюджет на 2012 год и плановый 2013 и 2014 годов

[19] Минэкономики России “Основные концептуальные подходы к стратегии развития ТЭК и его отраслей на период до 2015 года”

[20] Журнал Альтернативная Энергетика. Режим доступа: greenexpo.kiev.ua

[21] Для которых необходимы кооперативные усилия, по крайней мере, большинства стран.

[22] Залоговый фонд это совокупность муниципального недвижимого имущества, сформированного, в том числе для обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредитными организациями и инвесторами.

[23] Министерство сельского хозяйства России

[24] Экспансия - территориальное, экономическое или иное расширение зоны влияния компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: