Организационно-правовые формы предприятий (фирм). Преимущества и недостатки основных видов фирм

Фирма является основной структурной единицей рыночной экономики. Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Любое предприятие имеет конечную, главную цель – получить максимально возможную прибыль. Но получить оно ее может, если в лучшем виде, нежели другие производители, удовлетворяет спрос потребителей.

Классификация предприятий:

 в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции:

Однопрофильные предприятия занимаются выпуском и реализацией одного продукта. Современные предприятия – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает предприятие более устойчивым в период экономических спадов, сложившейся неблагоприятной конъюнктуры в отношении одного из выпускаемых товаров и т.п.

 в зависимости от занятых на производстве и размеров производственной деятельности:

Предприятия делятся на мелкие (малые), средние и крупные. Например, в России в сфере промышленности малым считается предприятие, где средняя численность занятых не превышает 100 человек.

По организационно-правовой форме предприятия различаются как: индивидуальные частные предприятия, партнерства (товарищества), корпорации. Индивидуальное частное предприятие - это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несет неограниченную ответственность).

Достоинствами такого предприятия являются: простота организации предприятия, нет проблем с учредительством; свобода действий, сам себе хозяин; сильные экономические стимулы, все зависит от собственника и все достается собственнику.

Но недостатки этой организационно-правовой формы предприятия также значительны: ограниченность собственных финансовых и материальных ресурсов, трудности получения кредита; предприниматель вынужден выполнять все основные управленческие функции, нет специализации в управлении производством; неограниченная ответственность, собственник рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей личной собственностью.

Партнерство (товарищество) - это предприятие, организованное двумя или несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими предприятием. Партнерства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая недостатки индивидуального частного предприятия. Партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнерства жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, где наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью.

У партнерств есть несколько преимуществ: их так же легко организовать, как и индивидуальное частное предприятие; используется специализация в управлении; расширяются финансовые возможности, увеличивается собственный капитал и улучшаются возможности получения кредита.

Партнерство как организационно-правовая форм предприятия имеет ряд недостатков: разделение функций в управлении может привести к несогласованности и разногласиям между партнерами; финансовые ресурсы по-прежнему ограничены, хотя и превосходят возможности индивидуальной частной фирмы; продолжительность деятельности партнерства неопределенна, существует угроза распада; неограниченная ответственность партнеров представляет собой значительное неудобство, ограничивает новаторство.

Большинство недостатков индивидуального частного предприятия и партнерства снимаются при такой организационно-правовой форме предприятия как корпорация. Именно поэтому корпорация является ведущей и самой развитой формой организации бизнеса в рыночных экономиках. Корпорация (акционерное общество) - это предприятие, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие. Это общество, основанное на паях. О величине пая (вклада в предприятие) свидетельствует акция. В корпорации объединяются многочисленные разрозненные капиталы. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), любой человек может стать собственником корпорации.

Преимущества корпорации определяют ведущую роль этой формы предприятий в рыночной экономике: в значительной степени снимается проблема финансовых ограничений. Корпорации привлекают дополнительный капитал путем продажи акций. Фондовые биржи, где продаются и покупаются акции, облегчают процесс привлечения капитала в корпорацию. Большая надежность корпораций делает более доступным банковский кредит; это предприятие с ограниченной ответственностью. Собственники корпорации (держатели акций) рискуют только суммой, которую они заплатили за акции. В случае банкротства кредиторы предъявляют иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам; привлекая денежный капитал, корпорация имеет больше возможностей увеличивать масштабы производства, использовать современную технологию; имеются также большие возможности использования специализации в производстве и управлении предприятием; корпорация более стабильна, что открывает возможности для перспективного планирования и роста. Будучи юридическим лицом, она не может внезапно исчезнуть в отличие от индивидуальной частной фирмы.

Преимущества корпорации значительны, но у этой формы предприятий существуют и недостатки: достаточно сложна процедура регистрации корпорации как юридического лица; в этой организационно-правовой форме заложены возможности для злоупотреблений. Ограниченная ответственность иногда позволяет избежать личной ответственности за сомнительные операции; двойное налогообложение прибыли. Это относится к той части прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций; в корпорации возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Собственники-акционеры нанимают управляющих. Большинство акционеров, держателей мелких пакетов акций, практически не могут влиять на действия управляющих. Менеджеры компаний могут действовать не в интересах собственников, могут лично обогащаться за счет компании.

№ 21 Организационно-правовые формы предприятий (фирм). Преимущества и недостатки основных видов фирм.

Фирма является основной структурной единицей рыночной экономики. Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Любое предприятие имеет конечную, главную цель – получить максимально возможную прибыль. Но получить оно ее может, если в лучшем виде, нежели другие производители, удовлетворяет спрос потребителей.

Классификация предприятий: в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции: Однопрофильные предприятия занимаются выпуском и реализацией одного продукта. Современные предприятия – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает предприятие более устойчивым в период экономических спадов, сложившейся неблагоприятной конъюнктуры в отношении одного из выпускаемых товаров и т.п. В зависимости от занятых на производстве и размеров производственной деятельности: Предприятия делятся на мелкие (малые), средние и крупные. Например, в России в сфере промышленности малым считается предприятие, где средняя численность занятых не превышает 100 человек. По организационно-правовой форме предприятия различаются как: индивидуальные частные предприятия, партнерства (товарищества), корпорации. Индивидуальное частное предприятие - это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несет неограниченную ответственность). Достоинствами такого предприятия являются: простота организации предприятия, нет проблем с учредительством; свобода действий, сам себе хозяин; сильные экономические стимулы, все зависит от собственника и все достается собственнику. Но недостатки этой организационно-правовой формы предприятия также значительны: ограниченность собственных финансовых и материальных ресурсов, трудности получения кредита; предприниматель вынужден выполнять все основные управленческие функции, нет специализации в управлении производством; неограниченная ответственность, собственник рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей личной собственностью. Партнерство (товарищество) - это предприятие, организованное двумя или несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими предприятием. Партнерства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая недостатки индивидуального частного предприятия. Партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнерства жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, где наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью. У партнерств есть несколько преимуществ: их так же легко организовать, как и индивидуальное частное предприятие; используется специализация в управлении; расширяются финансовые возможности, увеличивается собственный капитал и улучшаются возможности получения кредита. Партнерство как организационно-правовая форм предприятия имеет ряд недостатков: разделение функций в управлении может привести к несогласованности и разногласиям между партнерами; финансовые ресурсы по-прежнему ограничены, хотя и превосходят возможности индивидуальной частной фирмы; продолжительность деятельности партнерства неопределенна, существует угроза распада; неограниченная ответственность партнеров представляет собой значительное неудобство, ограничивает новаторство. Большинство недостатков индивидуального частного предприятия и партнерства снимаются при такой организационно-правовой форме предприятия как корпорация. Именно поэтому корпорация является ведущей и самой развитой формой организации бизнеса в рыночных экономиках. Корпорация (акционерное общество) - это предприятие, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие. Это общество, основанное на паях. О величине пая (вклада в предприятие) свидетельствует акция. В корпорации объединяются многочисленные разрозненные капиталы. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), любой человек может стать собственником корпорации. Преимущества корпорации определяют ведущую роль этой формы предприятий в рыночной экономике: в значительной степени снимается проблема финансовых ограничений. Корпорации привлекают дополнительный капитал путем продажи акций. Фондовые биржи, где продаются и покупаются акции, облегчают процесс привлечения капитала в корпорацию. Большая надежность корпораций делает более доступным банковский кредит; это предприятие с ограниченной ответственностью. Собственники корпорации (держатели акций) рискуют только суммой, которую они заплатили за акции. В случае банкротства кредиторы предъявляют иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам; привлекая денежный капитал, корпорация имеет больше возможностей увеличивать масштабы производства, использовать современную технологию; имеются также большие возможности использования специализации в производстве и управлении предприятием; корпорация более стабильна, что открывает возможности для перспективного планирования и роста. Будучи юридическим лицом, она не может внезапно исчезнуть в отличие от индивидуальной частной фирмы. Преимущества корпорации значительны, но у этой формы предприятий существуют и недостатки: достаточно сложна процедура регистрации корпорации как юридического лица; в этой организационно-правовой форме заложены возможности для злоупотреблений. Ограниченная ответственность иногда позволяет избежать личной ответственности за сомнительные операции; двойное налогообложение прибыли. Это относится к той части прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций; в корпорации возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Собственники-акционеры нанимают управляющих. Большинство акционеров, держателей мелких пакетов акций, практически не могут влиять на действия управляющих. Менеджеры компаний могут действовать не в интересах собственников, могут лично обогащаться за счет компании.

№20 Классификация предприятий по степени концентрации производства.

В зависимости от количества занятых фирмы подразделяются на мелкие, средние и крупные. Мелкие фирмы характеризуются:

• многочисленностью(В США бол-во из ежегодно создающ.700000компаний – мелкие фирмы);

• гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение рын. конъюнктуры;

• Быстрым обновлением (кол-во ежегодно ликвидир. мелких фирм почти равно кол-ву рождающихся, однако при этом полностью разоряется лишь 7% таких фирм);

Роль мелких фирм в рыночной экономике:

1. Мелкое предпр-во явл.своего рода фундаментом рын.эк-ки, не допуская появл. лоскутной эк-ки, где изобилие одних товаров соседствует с дефицитом других;

2. Мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря:

a) Ссвоей многочисленности и гибкости;

b) Нневысоким ценам;

c) Ннизким издержкам пр-ва из-за отсутствия расходов на управл-е, рекламу

Мелкие фирмы выбирают такие сферы деят-ти, где нет необходимости в массовом пр-ве, больших затратах, т.е. мелкие фирмы часто имеют свою сферу деят-ти, не вставая на путь большого бизнеса. Средние фирмы в развитых странах, в отличие от мелких, не так многочисленны, причем в настоящее время существует тенденция к их сокращению.Их иногда называют «вымирающим классом» в связи с тем, что они:

1. не обладают такой гибкостью и многочисленностью, как мелкие фирмы, и не имеют такой мощи, как крупные.

2. могут выжить, лишь придерживаясь «нишевой» специализации, т.е. захватить отдельные сегменты рынка, становясь там мини-монополией.

Средняя фирма более устойчива, чем мелкая, т.к. специализированный рынок менее подвержен колебаниям. Роль средних фирм в рыночной эк-ке неоднозначна:

Во-первых, средние фирмы представляют собой значительную конкурентную силу для крупного бизнеса.Во-вторых, средние фирмы сами имеют тенденцию к монополизации. В-третьих, средние фирмы представляют собой постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов (на долю средних фирм приходится самый большой процент поглощений).

Крупные фирмы, являющиеся наиболее могущественными субъектами рыночной экономики, обладают как достоинствами, так и недостатками.Преимущество крупных фирм состоит в следующем:

1. Только крупным фирмам доступно массовое производство. В США 34% мелких фирм производят лишь 3,2% сельскохозяйственной продукции, тогда как 1,4% крупных хозяйств – 32%;

2. Крупные фирмы являются проводниками научно-технического прогресса, т.к. имеют возможность освоения новых отраслей и проведения крупных научно-исследовательских работ;

3. крупные фирмы характеризуются устойчивостью и прочностью положения, что способствует повышению стабильности в экономике. Крупные компании никогда не ликвидируются физически, а лишь меняют владельцев;

4. только крупным фирмам доступна значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах производства, комбинирование, а также обеспечение занятости в крупных масштабах.

Однако преимущ-ва крупной фирмы – это еще не гарантия постоянного повышения ее доходов и прибыли. Каждая фирма имеет пределы своего роста, обусловл.размерами деят-ти. Выходя за пределы оптимал.вел-ны, крупная фирма терпит снижение дох-ов из-за увелич., например, транспортных издержек, трудностей управления произв-вом.В эконом теории такое состояние крупной фирмы объясняется ситуацией падающей доходности фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: