14 4
ность [Sorglosigkeit] именно в делах спасения души (= acedia). Во фран-
цузском же языке (где сначала речь шла о "sûreté", а позже вместо него
подсунули "sécurité", что опять-таки имеет субъективный смысл) это по-
нятие принимает объективное значение12 – так, словно бы в отношении
ко всегда неопределенному будущему следовало бы теперь найти надеж-
ные основания для решений. Все это весьма сильно расширяет сферу и
притязания можествования, и старые космологические ограничения,
сущностные константы и тайны природы заменяются новыми различе-
ниями, попадающими в область рациональной калькуляции. И до сего
дня понимание риска продолжает оставаться таким же.
Если задать вопрос, как понимается проблема риска в этой рацио-
налистической традиции, то получишь простой и ясный ответ: ущерба
следует по возможности избегать. А так как одна эта максима слишком
сильно ограничила бы возможности действий, то необходимо допус-
тить также и сами действия, то есть именно возможность "рисковать",
|
|
причинять в принципе предотвратимый ущерб, коль скоро лишь каль-
куляция вероятности ущерба и возможной степени ущерба покажет
оправданность такого поведения. Еще и поныне риск вычисляют пу-
тем перемножения степени ущерба и вероятности ущерба13. Иными
словами, речь идет о контролируемом расширении области рациональ-
ного действования, подобно тому как это происходит в хозяйстве (ра-
ботать лишь со своим капиталом и не обращаться к кредитам отнюдь
не значит исчерпать возможности рационального действования). А для
этого достаточно предположить, что последствия различных решений
имеют разные функции полезности и разные распределения вероятно-
сти, и характеризовать само решение (поскольку результаты его могут
быть различны), как рискованное. И без понятия риска, выходящего
за эти пределы, можно обойтись, да ему и вообще не находится места в
структуре этой теории.
Итак, рационалистическая традиция может привести веские дово-
ды в свою пользу. Противоречить ей на этом уровне было бы совер-
шенно неуместно. Отказ от риска, в особенности в современных усло-
виях, означал бы отказ от рациональности. И все-таки остается какая-
то неудовлетворенность. Самый общий упрек рационалистической
традиции состоит в том, что она не видит, чего она не видит, "...не
принимая в расчет слепоту, неотъемлемую от самого способа, каким
формулируются проблемы" (см. Winograd and Flores, 1987, p.77, 97ff.).
Но если намереваешься наблюдать, как наблюдает рационалистиче-
ская традиция, тогда необходимо оторваться от свойственного ей по-
|
|
нимания проблемы. Надо оставить ей ее проблему, но при этом пони-
мать все-таки, что она не может видеть то, чего не может видеть. Надо
переместить проблему на уровень наблюдения второго порядка. Одна-
ко это ставит определенные требования к образованию понятий, о чем
12 См. многочисленные примеры в: Winkler, 1939. В исследовании
Ф.Кауф-мана (Kaufmann, 1970) также показано изменение смысла [понятий]
в Новое время.
13 Но по этому поводу раздаются и критические голоса, причем не в по-
следнюю очередь со стороны специалистов по прикладной математике. См.
Bondi, 1985.