Thesis, 1994, вып. 5

14 6

ют; они могут быть совершены только uno actu [единым действием (лат.)

Прим. ред. ]. Напротив, иной способ различения ограничивает то, что

на другой стороне различения принимается в расчет, например, жен-

щины/мужчины, правое/неправое [Unrecht], горячий/холодный, добро-

детель/грех, хвала/порицание. Конденсаты такой практики различения

мы намерены называть понятиями. Как объекты, так и понятия,– суть

зависимые от различения конструкты наблюдателя. Однако понятия

больше дистанцируют наблюдателя от наблюдаемого, чем объекты, ибо

они сильнее разводят в разные стороны различение и обозначение как

операцию наблюдателя и требуют различения различений.

Исторически позднее появление тех ситуаций, которые обозначают-

ся словом "риск", связано, возможно, с тем, что при помощи этого сло-

ва в одно понятие сводится, т.е. обозначается как единство, множест-

во различений. Речь идет не просто об описании мира неким наблюда-

телем первого порядка, который видит нечто позитивное или нечто не-

гативное, что-то фиксирует, а что-то упускает. Мало того: речь еще

идет и о реконструкции феномена множественной контингенции*, ко-

торый, следовательно, разным наблюдателям открывает разные пер-

спективы.

С одной стороны, в будущем дело может дойти до ущерба – или не

дойти. С точки зрения настоящего будущее неопределенно, в то время

как уже теперь точно известно, что будущее настоящее будет опреде-

лено с точки зрения его желательности или нежелательности. Только

теперь еще нельзя сказать, как именно. Однако можно знать, что ты

сам или другие наблюдатели в будущем настоящем будут знать, в чем

дело, и тогда они оценят это положение иначе, чем теперь, но, воз-

можно, все по-разному.

К тому же, с другой стороны, то, что может произойти в будущем,

зависит от решения, которое следует принять в настоящем. Ибо о рис-

ке говорят только в тех случаях, когда может быть принято решение,

без которого не возникло бы ущерба. Применительно к понятию не

должно иметь решающего значения (хотя это вопрос дефиниции), вос-

принимает ли риск сам решающий как следствие своего решения, или

ему вменяют это другие; не должно быть важно, в какой момент вре-

мени это происходит – во время решения или позже, лишь в случае

ущерба. Самое главное для понятия, как его определяем здесь мы, со-

стоит лишь в том, что контингентный ущерб сам причиняется контин-

гентно, т.е. его можно избегнуть. И здесь тоже мыслимы различные

перспективы наблюдения с самыми разными мнениями наблюдателей

относительно того, следует ли принимать решение, мирясь с риском

или нет.

Иными словами, понятие относится к многоступенчатому устройст-

ву контингенции. Следуя Канту (ибо его понятие сопрягается со време-

нем), можно было бы говорить о схеме контингенции. Или – вместе с

* Контингенция – от лат. "contingere" – случаться, соприкасаться, т.е. не-

необходимость, возможность иного, связанная скорее всего с какой-то

(опять-таки не-необходимой и множественной) зависимостью. Так, любой

человек мог и не существовать, если бы его родители не встретились, не

вступили в близкие отношения и если бы они, в свою очередь, по аналогич-

ным причинам тоже не существовали.– Прим. ред.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: