14 7
Новалисом – о "всеединстве схемы"15. При этом уже сам факт, что два
временных состояния контингенции, событие и ущерб, прочно связы-
ваются как контингенции (не как факты!), хотя этого и не должно
быть, создает возможность того, что наблюдатели расходятся во мне-
ниях. Временные контингенции провоцируют социальные континген-
ции, и эту множественность тоже нельзя снять в единой формуле бы-
тия. Конечно, можно достигнуть единства в вопросе о том, следует ли
принимать решение или нет; но тогда это уже дело взаимного согла-
шения, а не знания. От момента разложения на временные и социаль-
ные дифференциации нет возврата назад, в состояние невинности: к
знанию о мире*. Врата Рая остаются запечатанными. Словом "риск".
То, что мы только что назвали схемой контингенции, напрягает
смысл как среду, в которой должны обрести форму любые коммуници-
рования и действования**. Смысл можно определить как среду, кото-
рая производится благодаря избытку ссылок на другие возможности
|
|
(подробнее см. Luhmann, 1984, S.92ff.). Поэтому, в конечном счете,
весь смысл основывается на различении актуального и потенциально-
го16. При этом актуальное всегда именно таково, каково оно есть, и оно
всегда дано в мире одновременно с другими актуальностями (см. об
этом Luhmann, 1990, S.95–130). Так как все системы совершают (или
не совершают) свои операции актуально***, полной произвольности не
будет никогда17. Но в смыслоконституирующей сфере возможного
многообразие перспектив может увеличиться и соответственно нахож-
дение формы может стать более трудным. Это видно уже по тому, что
увеличиваются возможности отрицать риск – будь то в направлении
15 Эта формула из его "Философских исследований" 1795/96 г., по изда-
нию: Mahl und Samuel, 1978, S.14. Там же говорится: "Схема находится во
взаимодействии сама с собой. Все на своем месте есть лишь то, что оно есть
благодаря другим".
* Чтобы упростить понимание этого сложного места, мы предлагаем свою
интерпретацию. Наблюдения одного и того же наблюдателя могли быть други-
ми прежде и могут быть другими в будущем – это временная контингенция.
Она провоцирует разногласие, несовпадение наблюдений синхронно наблю-
дающих наблюдателей. Знание о мире есть единство наблюдений разных на-
блюдателей прежде, теперь и – как считается – впредь. Но синхронность едино-
гласия больше уже не значит, что оно сохранится и впредь. Социальное и вре-
менное измерения смысла взаимно дифференцировались.– Прим. ред.
** Луман не акцентирует, но использует здесь несколько иное, чем привыч-
ное для его читателей, различение системы и окружающего мира. В последнее
|
|
время, с опорой на труды Ф.Хайдера (ссылки на него см. ниже в тексте), он ис-
пользует различение среды и формы (Medium und Form).– Прим. ред.
16 Впрочем, и это – тоже различение, которое может снова войти в себя
самое. Ибо актуальное в модусе возможного, со своей стороны, возможно (а
не невозможно), в то время как в возможном указаны другие возможные
актуализации.
*** В следующей главе этой книги Луман формулирует еще более четко:
все, что совершается, совершается одновременно.– Прим. ред.
17 Рискованные решения – это тоже решения, их можно наблюдать как
конкретные случаи. Они имеют место при условии одновременности с иным.
И все это происходит так, как происходит.