14 5
не дает надлежащего представления ни контекст междисциплинарных
дискуссий, ни история слова и понятия.
III
На уровне второго порядка, при наблюдении наблюдения, образо-
вание понятий требует особой тщательности. Мы исходим из того, что
каждый наблюдатель должен использовать различение, ибо иначе он
не сможет обозначить то, что наблюдает. Обозначения возможны толь-
ко на основании различения обозначенного, а различения служат тому,
чтобы дать возможность обозначать одну или другую стороны различе-
ния. В отношении этих принципов мы следуем исчислению форм
Джорджа Спенсера Брауна (Brown, 1979) и поэтому по возможности
говорим о "форме", когда имеем в виду различение, разделяющее две
стороны и требующее операций (а значит, и времени) – то ли для того,
чтобы повторить обозначение одной из сторон для конденсации тож-
дества, то ли чтобы пересечь границу и, начиная со следующей бли-
жайшей операции, исходить уже из другой стороны. Мы выбираем
этот исходный пункт вместо обычной методологии, будь то методоло-
гия теории причинности или статистическая, ибо мы намерены иссле-
довать различения, а различения суть не что иное, как различенные
обозначения.
Еще одно предварительное замечание касается различения на-
блюдений первого и второго порядка. Каждый наблюдатель исполь-
зует различение, чтобы обозначить одну или другую сторону. Для
перехода от одной стороны к другой он нуждается во времени. По-
этому он не может наблюдать обе стороны одновременно, хотя каж-
дая сторона одновременно есть другая сторона другой стороны. Он
не может также наблюдать единство различения, пока он им пользу-
ется, ибо для этого он должен был бы различить это различение, т.е.
использовать другое различение, относительно которого тогда при-
шлось бы проделать то же самое. Короче говоря, наблюдение не мо-
жет само себя наблюдать, хотя наблюдатель как система имеет вре-
мя, чтобы менять различения, и потому может наблюдать себя и в
смысле наблюдения второго порядка.
Кроме того, мы должны различить два вида различения. Один обо-
значает нечто в отличие от всего остального, не специфицируя другую
сторону различения. То, что специфицируется такого рода различения-
ми, мы намерены называть, в целях нашего исследования, объектами 14.
При наблюдении объектов обозначение и различение объекта совпада-
14 Конечно, есть много других способов использования понятия "объект".
Важно, что мы не перестраиваемся на различение "субъект/объект"; ибо вы-
бор этой формы (скажем, формы субъекта) не оставлял бы места для того,
что мы в тексте называем "понятиями", и тогда пришлось бы вводить их как
инструменты наблюдения "субъектов", оказаться в ловушке неразрешимой
проблемы "интерсубъективности", не имея возможности соответствующим
образом описать наблюдение наблюдателей. И можно предположить, что
кончилось бы это плутаниями в чаще подозрений относительно идеологично-
сти, в зарослях релятивизма, прагматизма, плюрализма, теории дискурса и
т.д.