Основной целью деятельности в сфере обращения с отходами производства является снижение (стабилизация) их отрицательного влияния на состояние окружающей среды и предотвращение негативных последствий на здоровье людей.
Для достижения этой цели необходимо минимизировать образование отходов и повысить уровень их использования и переработки. Также важно обеспечить: разработку (адаптацию) и использование новейших научно-технических достижений для создания и внедрения экологобезопасных и малоотходных технологий обезвреживания и использования отходов; совершенствование методов экономического стимулирования в области обращения с отходами для создания и внедрения экологически чистых и малоотходных технологий, а также максимально возможного вовлечения отходов в народнохозяйственный оборот. Данные положения являются основополагающими в стратегии устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР – 2020) [12].
Наряду с данной Стратегией разрабатываются и более краткосрочные программы социально-экономического развития Республики на ближайшие пять лет. В настоящее время действует «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы», согласно которой в Беларуси предполагается внедрить новые технологии в производства предприятий для уменьшения отходообразования, совершенствовать экономическое стимулирование субъектов хозяйствования к освоению малоотходных технологий и переработке вторичного сырья, а также разработать и внедрить экономические инструменты, стимулирующие население к раздельному сбору отходов. Предусматривается снизить темпы образования отходов, довести долю использования отходов производства (без учета крупнотоннажных) до 85 процентов, охват населения раздельным сбором коммунальных отходов – до 100 процентов [11]
|
|
С 1 августа 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", который является своеобразным итогом более чем десятилетнего формирования в Беларуси законодательства, устанавливающего так называемую расширенную ответственность производителя. Указ был принят в целях сокращения объемов захоронения отходов потребления и предотвращения вредного воздействия этих отходов на окружающую среду, а также повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов. Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары [28]. Указом предусмотрено два способа реализации ответственности производителя: применение собственной системы сбора отходов товаров и тары из отходов потребления; заключения с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и тары и внесения на текущий счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и тары. Сущность концепции «расширенная ответственность производителя», впервые принятой в Швеции и далее закрепленной в актах Европейского сообщества и других странах мира, заключается в том, что производители товаров (импортеры товаров, если осуществляется их ввоз в страну) обязаны нести ответственность за произведенные товары по окончании их жизненного цикла, то есть за отходы, которыми являются сами товары после их потребления [18]. По словам заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства, компенсация за сбор и переработку отходов предприятиям Беларуси составит в 2013 году более 80 млрд. бел. руб., п. Компенсация выплачена только по трем видам отходов: стекло, бумага и полимеры, но в текущем 2013 году компенсационные выплаты будут начисляться и за сбор сложной бытовой техники, ртутьсодержащих отходов, в частности люминесцентных ламп, а также за сбор батареек, отработанных шин и масел [18].
|
|
Использование отходов в некоторых отраслях промышленности не просто решит проблему с их захоронением, но и существенно может поправить экономическое положение страны. Многие технологии по переработке отходов, на настоящий момент, нерентабельны или неэффективны, поэтому всем отходообразующим предприятиям необходимо придерживаться основных принципов законодательства и программ в сфере отходов производства. Во-первых, нужно стремиться к минимизации отходов, во-вторых, образовавшиеся отходы использовать рационально, не причиняя вред населению и окружающей среде. Государство постоянно оказывает поддержку кампаниям по строительству объектов, необходимых для различных этапов движения отходов, или модернизации технологических процессов на производстве. Так, в 2011 г., инвестиции, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, составили 747,6 млрд. руб, из которых 205,3 млрд. руб, или 27,5%, пришлось на строительство зданий, полигонов и установок по утилизации, переработке, обезвреживанию, захоронению отходов производства. По областям распределение выглядит следующим образом (табл. 3.1.):
Таблица 3.2.1.
Приток прямых инвестиций в сферу обращения с производственными отходами по регионам Беларуси, 2011 г. [13]
Регион | Объём инвестиций, млрд. руб | Доля региона, % |
Брестская | 193,4 | 94,2 |
Витебская | 1,2 | 0,6 |
Гомельская | 8,1 | 3,9 |
Гродненская | 0,5 | |
г. Минск | 0,0 | |
Минская | 0,4 | 0,2 |
Могилёвская | 1,2 | 0,6 |
РБ | 205,3 |
Как видно из таблицы, максимальное количество инвестиций было направлено в Брестскую область. Это можно объяснить количеством и стоимостью объектов строительства, планируемых Министерством жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). К таким проектам относятся строительство мусороперерабатывающего завода в г. Бресте (инвестор – Strabag (Германия)), строительство биогазовых комплексов на очистных сооружениях канализации в г. Барановичи, внедрение биогазовой установки в г. Пинске, расширение существующего полигона для складирования ТБО в районе д. Вулька Городищенская Пинского района, строительство ветроэнергетического комплекса на водозаборе г. Бобруйска. Из 12 инвестиционных проектов, предлагаемых Министерством жилищно-коммунального хозяйства, 5 расположены в Брестской области [18]. Почти 4% всех инвестиций (табл. 3.1) пришлось на Гомельскую область – проектное строительство биогазовой установки для переработки осадка и излишнего ила на станции очистки сточных вод г. Жлобина.
|
|
В Государственной программе инновационного развития республики Беларусь также прописаны некоторые моменты обращения с отходами производства. В частности, в растениеводстве планируется создание производства современных экологически безопасных средств защиты растений на основе использования местных сырьевых ресурсов (жидкие медьсодержащие отходы, мочевина, водный аммиак и другие) и методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Одним из инновационных проектов Министерства ЖКХ является создание сооружений г. Барановичи для получения биогаза и его дальнейшего использования в теплоэнергетическом хозяйстве, как уже было упомянуто в данной главе. Это позволит снизить затраты на оплату электроэнергии (экономический эффект), уменьшить объемы утилизируемого ила, снизить выбросы углекислого газа и метана в атмосферу (экологический эффект). Также планируется увеличение объема в сфере использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива других видов энергоносителей, в числе которых отходы растениеводства и коммунальные отходы [11].
Но всё же в Республике существует до сих пор много проблем, связанных с отсутствием экологической ответственности предприятий, что не позволяет привлечь достаточно инвесторов в строительство мусороперерабатывающих заводов. В основной капитал за 2011 г. было инвестировано 98664,9 млрд. руб., из которых иностранные инвестиции в общем составили 9587,7 млрд. руб, или около 10% [13]. Ярким примером такой безответственности служит Слонимское захоронение пестицидов. До 1974 года в выкопанную в лесу яму хаотично, без всяких защитных мер свозили пестициды из Гродненской, Брестской и Минской областей. Когда Беларусь присоединилась к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) и благодаря этому получила доступ к международным финансовым институтам для решения данной проблемы, настало время избавляться от отходов. Для реализации проекта международной технической помощи Глобальный экологический фонд (ГЭФ) выделил нашей стране грант в размере 5,5 млн. долл. Основными целями проекта были ликвидация слонимского захоронения и экологически безопасное уничтожение отходов, содержащих непригодные пестициды и полихлорированные бифенилы (ПХБ). За рубеж в рамках проекта вывозили и ПХБ-отходы – токсичные вещества, собранные на 14 белорусских предприятиях, в том числе ОАО "Беларуськалий", ОАО "Белшина", Мозырском НПЗ, заводах "Полимир" и "Нафтан", МТЗ, МАЗ и др. В течение года по договору с французской компанией Tredi SA из Беларуси вывезено в г. Сент-Вюльба и уничтожено 823 тонны ПХБ-содержащих отходов. Проект обошелся в 1,2 млн. USD. За счет его реализации количество имеющихся в стране отходов с содержанием ПХБ сократилось на 17%. Результат показывает, как много еще предстоит сделать. В Минприроды надеются, что опыт ликвидации ПХБ-отходов переймут и другие предприятия [17].
|
|
Во всём мире существует множество технологий вторичного использования производственных отходов. В западных странах часть отходов, которые не подлежат переработке, используют в качестве альтернативного топлива на цементных заводах и ТЭЦ, работающих с применением высокотехнологичных систем очистки дыма и испарений. На цементном заводе ОАО "Красносельскстройматериалы" в Волковыске с 2007 г. налажена линия по сжиганию шин, подлежащих утилизации. Планируется введение данной технологии и ПРУП "Кричевцементношифер" и ПРУП "Белорусский цементный завод". В Вилейке отходы производства превращают в топливо. В местном филиале Молодечненского молкомбината реализуют инновационный проект по переработке сыворотки и сточных вод в биогаз [3].
Существует огромное количество проектов, нуждающихся в инвестициях: создание производства по переработке биологических и медицинских отходов в г. Гомель, строительство комплекса по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов в Гомельской области и Полоцком районе Витебской области (в рамках этого проекта будет организовано производство по переработке резиносодержащих отходов), строительство мусороперерабатывающего завода в г. Витебске, на котором будут внедрены новейшие технологии для распределения компонентов по отдельным технологическим процессам и будет обеспечена автономная работа без подвода электроэнергии и воды, создание производства механической переработки шин ОАО «Чечерскагротехсервис» (с получением резиновой крошки). Также планируется создание производства по переработке полимерных отходов (подготовка высоколиквидного сырья для нефтехимической и текстильной промышленности) в Ивьевском районе Гродненской области. [1]
Вышеперечисленные проекты давно были внедрены в высокоразвитых странах и успешно функционируют до сих пор. Многие планируемые проекты в Беларуси имеют срок окупаемости в 1 – 3 года, что представляет собой выгодное вложение для инвесторов. Реализация позволит не только принести деньги в казну, но и сделать нашу окружающую среду чище и безопаснее.