Государственные программы по совершенствованию системы обращения с отходами

Основной целью деятельности в сфере обращения с отходами производства является снижение (стабилизация) их отрицательного влияния на состояние окружающей среды и предотвращение негативных последствий на здоровье людей.

Для достижения этой цели необходимо минимизировать образование отходов и повысить уровень их использования и переработки. Также важно обеспечить: разработку (адаптацию) и использование новейших научно-технических достижений для создания и внедрения экологобезопасных и малоотходных технологий обезвреживания и использования отходов; совершенствование методов экономического стимулирования в области обращения с отходами для создания и внедрения экологически чистых и малоотходных технологий, а также максимально возможного вовлечения отходов в народнохозяйственный оборот. Данные положения являются основополагающими в стратегии устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР – 2020) [12].

Наряду с данной Стратегией разрабатываются и более краткосрочные программы социально-экономического развития Республики на ближайшие пять лет. В настоящее время действует «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы», согласно которой в Беларуси предполагается внедрить новые технологии в производства предприятий для уменьшения отходообразования, совершенствовать экономическое стимулирование субъектов хозяйствования к освоению малоотходных технологий и переработке вторичного сырья, а также разработать и внедрить экономические инструменты, стимулирующие население к раздельному сбору отходов. Предусматривается снизить темпы образования отходов, довести долю использования отходов производства (без учета крупнотоннажных) до 85 процентов, охват населения раздельным сбором коммунальных отходов – до 100 процентов [11]

С 1 августа 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", который является своеобразным итогом более чем десятилетнего формирования в Беларуси законодательства, устанавливающего так называемую расширенную ответственность производителя. Указ был принят в целях сокращения объемов захоронения отходов потребления и предотвращения вредного воздействия этих отходов на окружающую среду, а также повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов. Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары [28]. Указом предусмотрено два способа реализации ответственности производителя: применение собственной системы сбора отходов товаров и тары из отходов потребления; заключения с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и тары и внесения на текущий счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и использования отходов товаров и тары. Сущность концепции «расширенная ответственность производителя», впервые принятой в Швеции и далее закрепленной в актах Европейского сообщества и других странах мира, заключается в том, что производители товаров (импортеры товаров, если осуществляется их ввоз в страну) обязаны нести ответственность за произведенные товары по окончании их жизненного цикла, то есть за отходы, которыми являются сами товары после их потребления [18]. По словам заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства, компенсация за сбор и переработку отходов предприятиям Беларуси составит в 2013 году более 80 млрд. бел. руб., п. Компенсация выплачена только по трем видам отходов: стекло, бумага и полимеры, но в текущем 2013 году компенсационные выплаты будут начисляться и за сбор сложной бытовой техники, ртутьсодержащих отходов, в частности люминесцентных ламп, а также за сбор батареек, отработанных шин и масел [18].

Использование отходов в некоторых отраслях промышленности не просто решит проблему с их захоронением, но и существенно может поправить экономическое положение страны. Многие технологии по переработке отходов, на настоящий момент, нерентабельны или неэффективны, поэтому всем отходообразующим предприятиям необходимо придерживаться основных принципов законодательства и программ в сфере отходов производства. Во-первых, нужно стремиться к минимизации отходов, во-вторых, образовавшиеся отходы использовать рационально, не причиняя вред населению и окружающей среде. Государство постоянно оказывает поддержку кампаниям по строительству объектов, необходимых для различных этапов движения отходов, или модернизации технологических процессов на производстве. Так, в 2011 г., инвестиции, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, составили 747,6 млрд. руб, из которых 205,3 млрд. руб, или 27,5%, пришлось на строительство зданий, полигонов и установок по утилизации, переработке, обезвреживанию, захоронению отходов производства. По областям распределение выглядит следующим образом (табл. 3.1.):

Таблица 3.2.1.

Приток прямых инвестиций в сферу обращения с производственными отходами по регионам Беларуси, 2011 г. [13]

Регион Объём инвестиций, млрд. руб Доля региона, %
Брестская 193,4 94,2
Витебская 1,2 0,6
Гомельская 8,1 3,9
Гродненская   0,5
г. Минск   0,0
Минская 0,4 0,2
Могилёвская 1,2 0,6
РБ 205,3  

Как видно из таблицы, максимальное количество инвестиций было направлено в Брестскую область. Это можно объяснить количеством и стоимостью объектов строительства, планируемых Министерством жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). К таким проектам относятся строительство мусороперерабатывающего завода в г. Бресте (инвестор – Strabag (Германия)), строительство биогазовых комплексов на очистных сооружениях канализации в г. Барановичи, внедрение биогазовой установки в г. Пинске, расширение существующего полигона для складирования ТБО в районе д. Вулька Городищенская Пинского района, строительство ветроэнергетического комплекса на водозаборе г. Бобруйска. Из 12 инвестиционных проектов, предлагаемых Министерством жилищно-коммунального хозяйства, 5 расположены в Брестской области [18]. Почти 4% всех инвестиций (табл. 3.1) пришлось на Гомельскую область – проектное строительство биогазовой установки для переработки осадка и излишнего ила на станции очистки сточных вод г. Жлобина.

В Государственной программе инновационного развития республики Беларусь также прописаны некоторые моменты обращения с отходами производства. В частности, в растениеводстве планируется создание производства современных экологически безопасных средств защиты растений на основе использования местных сырьевых ресурсов (жидкие медьсодержащие отходы, мочевина, водный аммиак и другие) и методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Одним из инновационных проектов Министерства ЖКХ является создание сооружений г. Барановичи для получения биогаза и его дальнейшего использования в теплоэнергетическом хозяйстве, как уже было упомянуто в данной главе. Это позволит снизить затраты на оплату электроэнергии (экономический эффект), уменьшить объемы утилизируемого ила, снизить выбросы углекислого газа и метана в атмосферу (экологический эффект). Также планируется увеличение объема в сфере использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива других видов энергоносителей, в числе которых отходы растениеводства и коммунальные отходы [11].

Но всё же в Республике существует до сих пор много проблем, связанных с отсутствием экологической ответственности предприятий, что не позволяет привлечь достаточно инвесторов в строительство мусороперерабатывающих заводов. В основной капитал за 2011 г. было инвестировано 98664,9 млрд. руб., из которых иностранные инвестиции в общем составили 9587,7 млрд. руб, или около 10% [13]. Ярким примером такой безответственности служит Слонимское захоронение пестицидов. До 1974 года в выкопанную в лесу яму хаотично, без всяких защитных мер свозили пестициды из Гродненской, Брестской и Минской областей. Когда Беларусь присоединилась к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) и благодаря этому получила доступ к международным финансовым институтам для решения данной проблемы, настало время избавляться от отходов. Для реализации проекта международной технической помощи Глобальный экологический фонд (ГЭФ) выделил нашей стране грант в размере 5,5 млн. долл. Основными целями проекта были ликвидация слонимского захоронения и экологически безопасное уничтожение отходов, содержащих непригодные пестициды и полихлорированные бифенилы (ПХБ). За рубеж в рамках проекта вывозили и ПХБ-отходы – токсичные вещества, собранные на 14 белорусских предприятиях, в том числе ОАО "Беларуськалий", ОАО "Белшина", Мозырском НПЗ, заводах "Полимир" и "Нафтан", МТЗ, МАЗ и др. В течение года по договору с французской компанией Tredi SA из Беларуси вывезено в г. Сент-Вюльба и уничтожено 823 тонны ПХБ-содержащих отходов. Проект обошелся в 1,2 млн. USD. За счет его реализации количество имеющихся в стране отходов с содержанием ПХБ сократилось на 17%. Результат показывает, как много еще предстоит сделать. В Минприроды надеются, что опыт ликвидации ПХБ-отходов переймут и другие предприятия [17].

Во всём мире существует множество технологий вторичного использования производственных отходов. В западных странах часть отходов, которые не подлежат переработке, используют в качестве альтернативного топлива на цементных заводах и ТЭЦ, работающих с применением высокотехнологичных систем очистки дыма и испарений. На цементном заводе ОАО "Красносельскстройматериалы" в Волковыске с 2007 г. налажена линия по сжиганию шин, подлежащих утилизации. Планируется введение данной технологии и ПРУП "Кричевцементношифер" и ПРУП "Белорусский цементный завод". В Вилейке отходы производства превращают в топливо. В местном филиале Молодечненского молкомбината реализуют инновационный проект по переработке сыворотки и сточных вод в биогаз [3].

Существует огромное количество проектов, нуждающихся в инвестициях: создание производства по переработке биологических и медицинских отходов в г. Гомель, строительство комплекса по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов в Гомельской области и Полоцком районе Витебской области (в рамках этого проекта будет организовано производство по переработке резиносодержащих отходов), строительство мусороперерабатывающего завода в г. Витебске, на котором будут внедрены новейшие технологии для распределения компонентов по отдельным технологическим процессам и будет обеспечена автономная работа без подвода электроэнергии и воды, создание производства механической переработки шин ОАО «Чечерскагротехсервис» (с получением резиновой крошки). Также планируется создание производства по переработке полимерных отходов (подготовка высоколиквидного сырья для нефтехимической и текстильной промышленности) в Ивьевском районе Гродненской области. [1]

Вышеперечисленные проекты давно были внедрены в высокоразвитых странах и успешно функционируют до сих пор. Многие планируемые проекты в Беларуси имеют срок окупаемости в 1 – 3 года, что представляет собой выгодное вложение для инвесторов. Реализация позволит не только принести деньги в казну, но и сделать нашу окружающую среду чище и безопаснее.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: