Почитать своих родителей означает почитать Самого Бога, Который дал эту заповедь

Я убежден, что должное отношение к родителям является необходимым требованием для Божьего благословения жизни каждого человека. За все годы моего служения я не встречал ни одного христианина, который имел неправильное отношение к своим родителям и в то же время наслаждался бы Божьими благословениями. Такой человек может быть ревностным во многих областях христианской жизни, активным в церкви, энергичным в служении. Возможно, его даже ждет место на небесах. И все же всегда чего-то не хватает в его жизни: благословения и благоволения Божьих.

С другой стороны, я видел многих христиан, в жизнях которых произошли радикальные изменения, когда они признали неправильное отношение к родителям, раскаялись в нем и сделали необходимые изменения. Я помню одного человека, который почувствовал обличение в том, что он всю жизнь испытывал ожесточение и ненависть к своему отцу. И хотя его отец был уже мертв, этот человек преодолел сотни миль на пути к кладбищу, где был похоронен его отец. Преклонившись перед могилой, он излил свое сердце Богу в глубоком сожалении и раскаянии. Он не встал с колен, пока не узнал, что его грех был прощен, и что он был освобожден от его негативного воздействия. С этого момента ход его жизни изме­нился от неудачи и поражения до победы и успеха.

Многие молодые пары в своем браке борются с проблемами, источник которых они не могут проследить и понять. Они посвящены Господу и друг другу, между ними существует искренняя любовь. И все же чего-то не хватает, не хватает Божьего благословения. В таких случаях я всегда рекомендую им проверить свое отношение к родителям и, если Писание требует какого-то изменения, измениться. Часто это превра­щало брак, борющийся за выживание, в успешный.

В наш век преступных родителей необходимо при­знать, что многим молодым людям действительно есть, на что жаловаться. Часто они выростают в разде­ленных, раздираемых распрями семьях, лишенные основного — любви, заботы и воспитания, которых каждый ребенок имеет право ожидать от своих родителей. Тем не менее это не оправдывает непра­вильное отношение ожесточения и бунта. Более того, такое отношение чрезвычайно вредно и смертоносно для тех, с кем они вступают во взаимоотношения.

Однажды я увещевал одного молодого человека, который был обручен с милой христианской девуш­кой. Он искренне любил свою невесту, но временами его отношение к ней менялось на ненависть и ярость, граничащие с насилием. К его удивлению, я начал спрашивать его об отношении к его отцу, а не к его невесте. Он признался, что ненавидел своего отца и бунтовал против него с детства. Я убедил его исповедать это как грех, отвергнуть бунт и простить своего отца. С этого времени у него больше не было проблем во взаимоотношениях с невестой. Если бы он не освободился от неправильного отношения к отцу, это, в конце концов, разрушило бы его брак.

В конечном счете, развитие правильного отношения к родителям необязательно указывает на высокий уровень духовности. Это просто осознанная личная потребность, личный интерес.

«Допустим, мои родители попросят меня сделать что-то неправильное, что-то противоречащее Библии, — может спросить молодой человек, — означает ли это, что я должен слушаться их?»

Ответ на этот вопрос — нет и еще раз нет! Если действительно стоит жесткий выбор между послушанием Богу и послушанием родителям, нашим ответом дол­жен быть ответ Петра перед синедрионом (Деян.5:29):

...должно повиноваться больше Богу, нежели человекам...

С другой стороны, если проблема заключается просто в желании молодого человека настоять на своем, и не являеся вопросом послушания Богу, тогда требование послушания родителям остается.

Главным является не послушание, а подчинение. Послушание — это действие, а подчи­нение — отношение. Даже в такой ситуации, где молодой христианин решает, что послушание родите­лям будет являться непослушанием Богу, он все равно может сохранить отношение подчинения. Он может сказать своим родителям: «В этом случае моя совесть не позволяет мне сделать то, что вы просите меня, но я уважаю и почитаю вас».

Часто получается так, что уважительное отношение подчинения со стороны молодого человека приводит к изменению родительского отношения. Подчинение подготавливает путь для Божьего вмешательства в конкретную ситуацию, в то время как упрямство преграждает Ему путь. В заключение вспомните предупреждение Иисуса в Евангелии от Марка 4:24:

...какою мерою мерите, такою отмерено будет вам...

То, как вы относитесь к другим — роди­телям, семье, друзьям, другим христианам, определит то, как они будут относиться к вам. И, что важнее всего, это определит то, как Бог будет относится к вам. Той же мерой, какой мерите вы, будет отмерено и вам.

6. Восемь основных направлений

Вы обратили внимание на то отноше­ние, которое позволит вам построить успешный брак? Если да, то пришло время рассмотреть типы действий, которые вам необходимо совершать каж­дый день, если вы желаете найти путь, который ведет к успешному браку, и следовать по этому пути. Данная глава содержит восемь таких действий, которые все основаны на Писании.

Но до того, как вы начнете читать о них, вам необходимо понять, что они не являются набором жестких правил. Успех в христианской жизни не достигается просто составлением и соблюдением набора правил. Напро­тив, люди, живущие таким образом, обычно приходят к разочарованию. Причина этого состоит в том, что они не поняли разницу между законом и благодатью.

Закон действует через ряд внешних правил, начер­танных первоначально на каменных скрижалях. Благодать же действует через истины, написанные Святым Духом в челове­ческом сердце. Только Святой Дух, названный «перстом Божиим», может достичь уголков челове­ческого сердца и укоренить там законы жизни. Без Святого Духа благодать не может действовать, а христианство становится просто религией моральных принципов, слишком высоких, чтобы человек мог исполнить их своими собственными усилиями.

Я мысленно возвращаюсь в Рамаллах, где мы с Лидией жили после того, как поженились. В углу гостиной в горшке стояло ползучее растение с тонкими гладкими листьями. На арабском оно называлось «дахабия» — «золотое». За несколько лет оно поднялось по стене и доросло через потолок до противоположного угла. Лидия помогала ему расти в необходимом направлении с помощью очень простого приспособления. В направлении, в котором она хотела, чтобы растение росло, — снача­ла по стене, а затем через потолок, — она вбивала в стену гвозди, торчавшие на пару сантиметров. Повинуясь инстинкту, это растение пускало усик к гвоздю, оборачивалось вокруг него, а затем точно так же тянулось к следующему гвоздю. Таким образом, гвозди определяли путь роста растения сначала вверх а потом вперед.

Я хотел бы, чтобы вы использовали наставления в этой главе так же, как растение использовало гвозди в стене и потолке. Рассматривайте их не как правила, а как основные направления. Практикуйте их каждый день, пока вы твердо не усвоите их. Затем, прости­райтесь к следующему основному направлению. И помните — для этого потребуется много непрестан­ных молитв.

В Екклесиасте 12:11 Соломон использует похожий образ для учения, которое он давал Божьему наро­ду: «Слова мудрыхкак иглы и как вбитые гвозди, и составители ихот единого пастыря».

Когда вы обратитесь к этим основным направлениям, относитесь к ним следующим образом: как к иглам, подстегивающим вас на пути к христианской жизни, и как к гвоздям, к которым вы простираетесь и за которые вы цепляетесь ростками вашей веры. Помните также, что все они даны единым Пастырем, Господом Иисусом Христом, Пастырем вашей души, Который любит вас и полностью обеспечил ваше преуспева­ние.

Направление действия №1:

Слово Твое — светиль­ник ноге моей и свет стезе моей.

Псалом 118:105

Давид описывает здесь, как мы можем найти для себя Божью стезю через жизнь. Необходимый свет обеспечивается Божьим Словом.

Пока мы находимся в послушании Божьему Слову в каждой ситуации, мы никогда не собьемся со стези, которую Бог опреде­лил для нас. Мы можем не видеть, куда эта стезя ведет нас, но мы смело можем покоиться в уверенности, что в Божье время она выведет нас к исполнению Его плана для нашей жизни.

В одной из книг я написал следующие слова: «Настанут времена, когда окружающий мир будет в кромешной тьме. Мы не сможем видеть дальше нескольких метров. Впереди могут быть нерешенные проблемы. За углом могут быть опасности, но посре­ди всего этого у нас есть такая гарантия: если мы будем искренне подчиняться Божьему Слову, каким оно явлено нам в данной ситуации, мы никогда не будем ходить во тьме. Мы никогда не станем на обманчи­вую почву, где мы можем споткнуться, получить рану или разбиться.

Однако, эта гарантия применима только на расстоянии одного шага. Бог не обещал, что мы будем видеть дальше, чем на шаг, хоть Он и может открыть это. Кроме этого, мы можем не иметь никакого понятия, что ждет нас, но это уже не наша забота. Все, что Бог требует от нас, — это сделать следующий шаг простого послушания Его Слову.

Большой опасностью для нас является то, что мы пытаемся всматриваться слишком далеко во тьму. Если мы будем делать это, мы можем пропустить место для следующего шага, которое является един­ственной освещенной областью для нас в данный момент».

Будьте уверены — послушание Божьему Слову сохранит вас на стезе, ведущей к браку, который Бог запланировал для вас.

Направление действия №2:

...если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом...

1 Иоанна 1:7

Это следует естественно за предыдущим направлением, которое заключалось в хождении во свете Божье­го Слова. Следующее направление связано с послед­ствиями хождения в этом свете: «имеем общение (общность) друг с другом». Послушание Божьему Слову автоматичес­ки сближает христиан и приводит их к общению и к общности с Господом и друг с другом.

Обратное также верно. Христиане, которые не имеют общности с другими христианами, — не ходят во свете. В их жизни есть определенные сферы, в которых они непослушны Божьему Слову. Единственным исклю­чением могут быть христиане, которые из-за обстоя­тельств, находящихся вне их контроля, отрезаны от общения с другими христианами. Так было со мной на протяжении нескольких месяцев в североафриканских пустынях. Другим примером являются христиа­не, заключенные в тюрьму за веру.

Но кроме этих исключений общение и общность с другими верующими являются основополагающими для успеха и прогресса в христианской жизни. Общность одновремен­но и испытание, и результат хождения в свете Божье­го Слова. Если мы не развиваем общности с другими верующими, то с кем тогда мы будем ее развивать? Существует только одна альтернатива — с неверующими. Библия однозначно предостерегает нас в отношении этого:

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

2 Коринфянам 6:14-15

Павел не говорит нам, чтобы мы были холодны или враждебны к нашим ближним неверующим людям. Он просто предупреждает нас, что мы не можем позво­лить себе устанавливать с неверующими тесные взаимоотношения, которые уместны только с верующими. Несомненно он имел в виду разнообразные взаимо­отношения. Но первое слово, которое он использует, «ярмо», часто используется для обозначения брачных взаимоотношений. Прежде всего, Павел предостерегает, что для христианина заключать брак с нехристианином — всегда неправильно.

Я хочу еще и еще раз подчеркнуть это для каждого христианина, не состоящего в браке, который читает эти страницы: вы не свободны вступать в брак с нехристианином! Вы даже не можете лелеять эту мысль. Твердо решите прямо сейчас, если вы еще не сделали этого, что брак с неверующим находится вне Божьего плана для вашей жизни.

Лучшая защита против неправильных взаимоотношений — правильные взаимоотношения. Следователь­но, будьте прилежны, развивая общение и дружбу с верующими. В большинстве случаев брак развивается из существующих взаимоотношений. Если вы по­строили сильные взаимоотношения с другими хрис­тианами, вы даже и не подумаете вступить в брак с нехристианином.

Безопаснее всего решить прямо сейчас, какие взаи­моотношения вы будете развивать. Затем утвердите ваше решение перед Господом словами псалмопев­ца:

Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои.

Псалом 118:63

Направление действия №3:

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии...

Римлянам 8:14

Новый Завет указывает два различных способа, которыми действует Святой Дух, чтобы сделать нас членами Божьей семьи. Сперва, чтобы стать Божьи­ми детьми, мы должны родиться свыше от Его Духа. Затем, чтобы стать зрелыми сынами Божьими, мы должны быть ведомыми Его Духом. Многие христиа­не, рожденные свыше от Святого Духа, так и не научились следовать за Ним. Следовательно, они не дорастают до духовной зрелости и не воплощают полный Божий план в своей жизни.

Подумайте, как это соотносится с вашей нуждой найти правильного супруга. Предположим, вы живете в Соединенных Штатах, стране с населением более 300 миллионов человек. Из всех этих миллионов Бог готовит одного особого человека, чтобы он стал вашим супругом. Им вполне может быть человек, с которым вы еще не встретились и даже имени которого вы не знаете. Прибавьте веро­ятность того, что ваш суженый может даже не жить в одной с вами стране (что было в каждом из моих браков). Как найти этого человека? Образ из поговорки об иголке в стоге сена с трудом отобража­ет сложность проблемы.

Божье Слово дает ответ: постоянно быть ведомым Святым Духом. Только Он знает: кому Бог определил быть вашим супру­гом, кто тот человек и где он находится. Поэтому вы должны научиться позволять Святому Духу вести вас.

Для этого есть два ключевых слова: зависимость и чувствительность. Во-первых, признайте свою по­лную зависимость от Святого Духа. Если Он не направляет ваc, вы упустите Божье предназначение. Развивайте привычку искать Его водительства в каждой ситуации и при каждом решении, маленьком или большом. Иногда решения, которые вы считаете неважными, являются наиболее важными в вашей жизни и наоборот. Поиск водительства Святого Духа не обязательно включает использование большого религиозного словарного запаса в молитве. Часто это значит просто и регулярно обращаться к Нему внутренней мыслью за советом и направлением.

Во-вторых, развивайте чувствительность к Святому Духу. Он не сержант, криком заставляющий вас выполнять приказы. Его подсказки обычно нежные. Он говорит спокойным и тихим «голосом». Если ваше ухо не обращено к Нему, вы не услышите Его.

Позвольте мне посоветовать вам молиться особой молит­вой, которой мы с Руфью молимся почти каждый день: «Господь, помоги нам всегда быть в правильном месте в правильное время». Мы молимся так, осознавая, что только Святой Дух может произвести это.

И результаты всегда интересные. Однажды, когда наша дочь Джессика жила с нами в Иерусалиме, мы с Руфью пошли в центр города за покупками. Когда мы шли по главной улице, я сказал Руфи: «Я чув­ствую, что нам нужно перейти на другую сторону». Мы сделали это и продолжали путь. Через минуту мы столкнулись с одной супружеской четой, которая была дружна с Джессикой. Они были в Иерусалиме только полдня и хотели связаться с ней, но у них не было ни нашего адреса, ни номера телефона.

Между тем Джессика сидела дома и чувствовала, что ей необходимо христианское общение. Благодаря нашей встрече друзья Джессики смогли встретиться с ней и наслаждаться общением. Этого не произошло бы, если бы мы с Руфью не перешли улицу в тот момент. Кто побу­дил нас сделать это? — конечно, Святой Дух!

Представьте себя в подобной ситуации. Вы движетесь по улице в поиске места, где можно купить гамбургер. На другой стороне улицы два таких места. В одном из них обслуживанием занимается молодой человек, с которым вы никогда не встречались, но которого Бог готовит стать вашим супругом. Возникает желание остановиться, «что-то» подталкивает вашу руку, лежащую на руле, и вы поворачиваете налево к месту для парковки возле кафе. Внутри вы знакомитесь с молодым человеком, который, как и вы, молился о супруге по Божьему выбору. Через некоторое время вы обнаруживаете, что это было Божье действие для вас обоих.

Кто «подталкивал» вашу руку? — Святой Дух. Но если бы вы не ответили на это «подталкивание», вы могли бы упустить Божий план для вашей жизни. Недо­статочно просто молиться. Вы также должны позво­лять Святому Духу направить вас к ответу на вашу молитву.

Иногда Святой Дух направляет нас драматичными и сверхъестественными способами. В другие времена Он действует через подсказки и «шепот». Мы должны быть открыты и для одного, и для другого. Если мы не открыты для сверхъестественного, то мы ставим существенные ограничения Божьему плану для нас. Возможно, Он запланировал что-то настолько превосходящее наши естественные ожидания, что это может быть явлено нам только сверхъестественно — видением, например, или пророчеством. С другой стороны, если мы ищем только драматичного и сверхъестественного, мы можем упустить тихую подсказку.

Не наше дело заранее решать, как будет действовать Святой Дух. Мы должны быть чувствительны к Нему, как бы Он ни направлял нас.

Направление действия №4:

Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни.

Притчи 4:23

В человеческой личности существует центральная область, решающая нашу судьбу, которую Библия назы­вает «сердцем». То, что царствует в вашем сердце, определит направление вашей жизни. Поэтому вам нужно хранить сердце более внимательно, чем все остальные области вашей личности. Это особенно актуально для импульсов и эмоций, относящихся к сексуальной области.

Прежде всего, постоянно бодрствуйте в отношении того, что вы допускаете в ваше сердце. В нашей современной культуре молодые люди особенно подвержены постоянному давлению различных влияний, подрывающих библейские устои секса и брака. Они действуют через общественное мнение, обучение в школах, через средства массовой информации, через давление со стороны сверстников и другие средства, которые порой трудно выявить. Если вы собирае­тесь найти Божий план в вашей жизни, вам необходимо поставить вокруг своего сердца защиту, которая не допускает снисхождения к небиблейским стандартам.

Другое влияние, от которого нужно беречься, — это фантазии. В определенный период юности обычно допускаются долгие времена мечтаний. Не позво­ляйте этому перерасти в привычку фантазировать. Если вы склонны к этому, твердо противостаньте фантазиям и заставьте себя повернуться к реальнос­ти. Иначе вы достигнете точки, где будет трудно различать между фантазией и реальностью. И когда дело дойдет до брака, то у вас уже будет сформирован нереальный, субъективный образ («идеал», а точнее — идол) человека, который подходит вам на роль вашего супруга.

Это может воздействовать на вас одним из двух способов. Во-первых, супруг, которого Бог предна­значил для вас, может не соответствовать образу, созданному вашей фантазией, и вы, возможно, будете несклонны принять Божий выбор. Или наоборот, вы можете найти реального человека, похожего на образ, созданный вашей фантазией, и жениться на этом человеке только для того, чтобы после брака обнаружить, что этот реальный человек полностью отличается от того, каким вы представляли его себе, и совсем не тот, кого Бог выбрал для вас.

Будьте не менее осторожными и в отношении того, что вы высвобождаете наружу из своего сердца. Не допускайте флирта и поверхностных взаимоотношений с лицами противоположного пола. Возможно вам кажется приятным возбудить чужие чувства и сделать то же со своими, но однажды вы можете обнаружить, что «плотину прорвало», и вы высвобождали эмоции, которые не можете остановить. Результатом будет болезненная эмоциональная привязан­ность к человеку, который не подходит вам в качес­тве вашего супруга.

Будет безопасным следовать такому правилу: прежде всего найдите супруга, которого Бог избрал для вас, а затем, высвобождайте ваши эмоции к этому человеку. Тогда вам не придется «строить дамбу и останавливать воду».

Направление действия №5:

Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надею­щихся на Него.

Исайя 64:4

Возможно, вам будет труднее всего принять это: будьте готовы ждать. Исайя говорит нам в вышеприведенном стихе, что во всей вселенной есть только один истинный Бог, и одна из Его отличи­тельных характеристик заключается в том, что Он так много сделает для надеющихся на Него и ожидающих Его.

Не всегда Бог заставляет своих детей долго ждать супруга, которого Он избрал. Некоторые люди встречают своего супруга рано и вступают сразу же в успешный брак, который сохраняется всю жизнь. Это одна из областей, в которой каждый из нас должен прекло­ниться перед суверенностью Бога. Если Он быстро соединяет нас с предназначенным нам супругом, — мы славим Его. Если Он требует, чтобы мы подождали, — мы славим Его так же. Бог обращается с каждым из нас в соответствии с тем, что мы собой представляем, и в соответствии с Его особенным планом для каждой жизни.

Если вы один из тех, от кого Бог требует ожидания, воодушевитесь фактом, что Бог требовал от многих Своих слуг ждать долгое время исполне­ния Его обетования или предназначения. Авраам до ста лет ждал рождения Исаака, сына обетования. Моисей ждал восемьдесят лет, сорок из них в пусты­не, чтобы стать освободителем Израиля. Давид ждал около пятнадцати лет со времени, когда он был помазан на царство, до того, как царство стало его. Израиль ждал своего Мессию много долгих веков. Церковь ждала около двух тысячелетий возвра­щения Иисуса, и все еще в ожидании.

Бог использует ожидание, чтобы достигнуть различ­ных целей в наших жизнях. Прежде всего ожидание испытывает нашу веру. Только те, кто действительно верит в Божье обеспечение, готов ждать. Апостол Петр предупреждает нас, что так же, как золото очищается огнем, так и вера очищается испытанием (1Пет.1:6-7). Только вера, прошедшая испыта­ние, принимается Богом как истинная.

Во-вторых, ожидание очищает наши молитвы. Если Бог требует, чтобы вы ждали своего супруга, вам нужно спросить себя: почему я стремлюсь к браку? Потому что Бог желает этого для меня или потому что я желаю этого для себя? Движим я Божьей волей или собственными желаниями? Ожи­дание даст вам ответ на ваш вопрос.

В-третьих, ожидание доводит наш характер до зрелости. Иаков говорит нам:

...испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совер­шенны во всей полноте...

Иаков 1:3-4

Человек, который научился ждать, больше не находится во власти изменчивых настроений и эмоций. Он приоб­рел уверенность и стабильность. В Божье время эти качества окажутся бесценными при построении крепкого, успешного брака.

Направление действия №6:

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

Иоанна 12:24

Иисус раскрывает принцип, действующий в природе, а также и в жизни Божьих людей. В сокращенном варианте это предупреждение звучит так: будьте готовы пройти через смерть и воскресение.

Так же, как и в предыдущем направлении, это актуально не для всех тех, кто находит Божий план для брака. В моем случае это было применимо к моему второму браку, но не к первому. Я пишу здесь об этом, потому что я на опыте узнал, насколько это важно. После того, как я встретил Руфь, я знал, что Бог поместил в мое сердце «семя» любви к ней, однако, мне пришлось наблюдать, как оно упадет в землю и умрет. Если бы я не понял и не принял этот принцип, у меня могло бы не хватить веры, чтобы прорваться к «воскресению», которое Бог нам пригото­вил.

Когда я боролся в то время с тем, что Бог делал в моей жизни, я возопил: «Господь, почему Ты даешь нам что-то и затем говоришь отдать это обратно? Почему столь многое, что Ты благословляешь, должно пройти через смерть и воскресение?» Я почувствовал, что Бог дал мне следующий ответ: «Потому что когда Я что-то воскрешаю, Я воскре­шаю его таким, каким Я желаю его видеть, а не таким, каким оно было первоначально».

И, несомненно, так было в наших взаимоотношениях с Руфью. Прохождение через смерть и воскресение придало им глубины и стабильности, которых иначе они не получили бы. Если Бог будет проводить вас через такие же испытания, я верю, что наше свиде­тельство может дать вам необходимое воодушевление.

Направление действия №7:

Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

Притчи 12:15

Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.

Притчи 15:5

Я уже подчеркивал в главе о развитии правильных отношений важность родительского благословения. Это обеспечивает основание для успешного построе­ния в любой области жизни, и в браке особенно. Даже если вы и ваши родители не соглашаетесь полностью во всех вопросах, стоит употребить максимум терпения и самообладания, чтобы получить возможность строить на основании их благослове­ния.

Кроме особого благословения родителей для вас, как для молодого человека, необходимо искать совета благочестивых людей, пасторов и других лидеров церкви, которые старше вас по возрасту и в вере. Такие люди уже исходили дороги, лежащие перед вами. Они знают ловушки и опасности на них. У них также была возможность взобраться на горы и получить таким образом более обширный вид местности. Вы можете извлечь большую пользу, используя их перспективу.

Сегодня среди молодых людей существует тенденция обращаться за советом только к сверстникам. Но советы, которые могут предложить сверстники, основаны в основном на теории или, в лучшем случае, на умственном знании. Им еще нужно доказать на практике, что их теории действительно работают. Искать совета у старших, которые уже достигли успеха в тех сферах жизни, в которых вам нужно направление, — это знак мудрости и смире­ния. Если вы будете так поступать, это помо­жет вам оставаться на пути, ведущем к исполнению Божьего плана для вас.

Направление действия №8:

...разумная жена — от Госпо­да.

Притчи 19:14

Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.

При­тчи 18:22

В этих притчах переплетены две истины: во-первых, именно Господь дарует разумную жену и, во-вторых, этот дар является знамением Его особого благоволе­ния к тому, кто получил ее. Соломон представляет эти истины с перспективы мужчины, но понятно, что этот принцип действует и для женщины. Для нее также дар хорошего супруга приходит от Господа и является знамением Его благоволения.

Это ведет к важному практическому выводу и для мужчины, и для женщины. Если вы желаете, чтобы Господь дал вам такого супруга, в котором вы нуждаетесь, вы, кроме всего прочего, должны сделать еще одно: вы должны старательно завоевывать благоволение Господа. Его удовлетворение должно быть вашим наивысшим стремлением. Подходите к каждой ситуации и решению с одним главным вопро­сом: «Будет ли это угодно Господу?»

Если вы стара­тельно будете искать, что доставляет Господу удо­вольствие и удовлетворение, Он, в свою очередь, обеспечит вас тем, что доставляет удовольствие и удовлетворение вам.

Давид описывает такой подход к жизни и реакцию, которую он вызывает у Господа:

Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.

Псалом 36:4

Если вы находите наивысшее удовлетворение в Боге, Он отреагирует двумя вещами. Во-первых, Он вложит в ваше сердце желания, которые соответ­ствуют Его наивысшей воле для вас. Затем Он направит вас к их исполнению.

Все предыдущие семь направлений действия могут быть суммированы в последнем: сделайте Божье благоволение наивысшей целью жизни, и тогда вы сможете с уверенностью оставить Ему выбор, подготовку и обеспечение вас супругом.

7. подготовка Мужчины к браку

Переход от неженатого к женатому состоянию является одним из наиболее важных и напряженных изменений, происходящих в жизни человека. Каж­дый, кто желает успешно совершить его, должен тщательно и внимательно готовиться. Попытка пройти такое изменение без соответствующей подго­товки подобна прыжку в воду в глубоком месте без умения плавать. Результаты обычно оказываются катастрофическими!

Каждый, кто готовится изучить сложную современную профессию, нуждается в четкой картине того, кем он собирается стать еще до того, как он начнет подготовку. То же самое относится и к браку. Человек, готовящийся к браку, нуждается в четком понимании тех функций, которые ему или ей придется выполнять.

По объективным причинам подготовка мужчины к браку отличается от подготовки, которую необходимо пройти женщине. В этой главе я укажу главные этапы подготовки, которую, как я считаю, необходи­мо пройти мужчине. В сле­дующей главе Руфь укажет этапы подготовки для женщин. И она, и я будем говорить исходя из опыта двух браков.

Каковы функции мужчины в браке? При обычном ходе событий функция мужа является ступенью ко второй, настолько же трудной функции — функции отца. Эти две функции можно объединить под одним названием — глава семьи.

В 1-м Коринфянам 11:3 Павел описывает понятие «главы», связывая его с природой Самого Бога и со взаимоотношениями в Божестве:

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.

Павел изображает нисходящую иерархию главенства, которая начинается на небесах и заканчивается в семье: Бог Отец — глава Христу, Христос — глава мужу, муж — глава жене.

В этой системе у Христа и мужа двойные взаимоот­ноше­ния — с тем, кто находится выше, и тем, кто находится ниже. То есть Христос представляет Бога Отца (стоящего над Ним) мужу (стоящему ниже), а муж, в свою очередь, представляет Христа (стоящего выше) своей жене (стоящей ниже его).

Вот изображенная в Писании ясная картина функции мужа, который также стано­вится отцом: муж представ­ляет Христа для своей жены и своей семьи. Какая большая ответственность и какая священная приви­легия!

Как можно подготовиться к тому, чтобы выдержать это огромное испытание?

Центром в жизни Иисуса были Его взаимоотношения с Отцом. Он выражал это разными словами:

...Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

Иоанна 5:19

...видевший Меня видел Отца...

Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

Иоанна 14:9-10

Подобным образом ваш успех в качестве главы семьи будет зависеть от ваших взаимоотношений с Иисусом. Сделайте Его источником ваших слов и действий. Полагайтесь на Его силу и мудрость в вас, а не на свои собственные силу и мудрость. Позвольте Иисусу являть Себя через вас.

Какие аспекты Его жизни будут наиболее уместны в вас как в муже и отце?

Прежде всего, Иисус — Возлюбленный и Жених Своей Церкви. Все другие Его служения проистекают из глубокого, чистого источника Его любви. Позвольте Ему открыть этот источник в вашем сердце. Не бойтесь быть нежными. Это признание силы, а не слабости:

...крепка, как смерть, любовь...

Песни Пес­ней 8:6

(Любовь) ...все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не переста­ет...

1 Коринфянам 13:7-8

Посмотрите на нежность, с которой Господь обраща­ется к Израилю в Иеремии 31:3: «...любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволе­ние». Именно нежностью Иисус привлекает Свой народ к Себе. Позвольте Ему вложить в вас меру любви и нежности. Через это Он привлечет вашу невесту к вам так же, как Он привлекает к Себе Церковь.

В нашем современном, энергичном и циничном обществе остается очень мало настоящей нежности. Она почти стала забытым качеством. И все равно в каждой женщине есть нечто, жаждущее ее. Она ответит на нее так же, как цветок распускается навстречу солнцу.

Нежность идет рядом с любовью. Если вы желаете увидеть картину двух людей соединенных любовью, изучайте Песни Песней. Эта прекрасная книга, которой часто пренебрегают, может научить Божий народ многому о любви, как божественной, так и челове­ческой. Я помню, как однажды Лидия замети­ла: «Всякий раз, когда я чувствую, что меня влечет к Книге Песни Песней, я знаю, что нахожусь, на высоком духовном уровне».

За несколько недель, оставшихся до брака с Руфью, я несколько раз прочитал Песни Песней. Я изучал разные части — о возлюбленном, Суламите, подругах. Я считаю, что это помогло построить такие взаимо­отношения, которые нравились и Руфи, и мне.

Любовь — это не самостоятельное действие. Любовь — Это качество, привносимое в другую деятельность, которое делает ее более интересной и удовлетворяю­щей. Это можно проиллюстрировать таким простым процессом, как потребление пищи.

Любовь — это не дополнительное блюдо, подаваемое в конце еды. Это приправа, добавляемая в каждое блюдо. Она может добавить привкус увлекательности даже таким обыденным делам, как поход по магази­нам, поездка в церковь и вечерняя прогулка.

Позвольте мне немного поведать из своего личного опыта. Я помог вырастить девять дочерей разных национальностей. Я был дважды женат. Я знаком с культурами и образами жизни во многих частях земного шара. Я не верю, что в мире существует женщина, которой не нравится, когда ее любят и нежно к ней относятся. Зачем вам нужен унылый брак? Следуйте примеру Иисуса и стремитесь к браку, который будет подобен браку, заключенному Им с Его Церковью.

Другим признаком любви Иисуса является то, что она дающая.

...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...

Ефесянам 5:25

Успешный брак должен следовать образцу взаимоотношений Христа и Церкви. Он предполагает, что полагаются две жизни друг за друга. Сперва муж, подобно Иисусу, полагает свою жизнь за жену. Затем, в свою очередь, жена, подобно Церкви, полагает свою жизнь за мужа. Таким образом, каждый находит новую жизнь в жизни другого. Ключ к таким взаимоотношениям находится в понимании, что брак, описанный в Писании, основан на завете. Об этом моя книга «Завет».

Однако самоотдача не является чем-то естественным для нашей падшей человеческой природы. Ее необходимо развивать, необходимо вырабатывать ежедневную привычку ее совершать, пока она не станет частью вашего характера. Не ждите вступления в брак, чтобы начать отдавать себя. Начните сейчас, иначе это может привести ко многим ненужным страданиям для вас и вашей жены.

Когда я женился на Лидии, у меня был очень не­большой опыт даяния и принятия в близких личных взаимоотношениях, потому что у меня не было братьев и сестер. Оглядываясь назад, я понимаю, что это вызвало дополнительные проблемы для Лидии и детей. Я благодарю Бога за благодать, которую Он дал всем нам, чтобы мы преодолели эти проблемы. Тридцать три года спустя, когда я женился на Руфи, я сказал ей, что она получила гораздо лучше подго­товленного мужа, чем Лидия в начале!

Ваш брак очень выиграет, если вы научитесь уже сейчас отдавать во взаимоотношениях, в которых вы находи­тесь с окружающими. Если вы продолжаете жить с семьей, отдавайте в маленьких услугах: выносите мусор, даже когда не ваша очередь; помогайте мыть посуду, чтобы ваша сестра могла пойти развлечься с подругой; посидите с младшим братом, чтобы ваши родители могли провести вечер друг с другом.

В церковной жизни также есть много возможностей послужить: посещайте тех, кто вынуж­ден оставаться дома; помойте машину пастора; вызовитесь помыть сцену в субботу утром; помогите вдове или умственно отсталому человеку сделать покупки в магазине. Все эти внешне незначительные дела помогут вам получить что-то от дающей приро­ды Иисуса, и это однажды обогатит ваш брак и сделает вас примером для ваших детей.

Картина Иисуса как Жениха в Послании к Ефесянам 5:25-26 подчеркивает еще один важный аспект Его служения — служение учителя. Он предал Себя за Церковь, «чтобы освятить ее, очистив банею водною, посред­ством слова». Учение Божьего Слова должно сделать Церковь чистой и святой, годной к роли Христовой Невесты.

Вот еще один способ представить Иисуса вашей жене и детям: обеспечьте их таким библейским учением, которое подготовит их к тому, чтобы быть частью Его Не­весты. Если Бог благословит ваш дом детьми, обучение их будет одной из наиболее важных ваших задач.

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Ефесянам 6:4

Во многих семьях сегодня библейское учение часто остается делом матери. Это противоречит божественному порядку. Несомненно, мать должна сыграть свою роль, но основная ответственность за это лежит на отце. В доме, где только мать дает духовное наставле­ние, сыновья могут прийти к заключению, что Библия — женская книга. Когда они достигнут юности, они вполне могут решить, что матери больше нечего предложить им.

Как вы можете подготовиться к исполнению функции учителя в своем доме? Прежде всего обретите общее знание Библии. Если возможно, посещайте поместную церковь, где дается здравое библейское учение. Используйте другие возможности: книги, кассеты, семинары, конференции, обучающие радио и телепрограммамы т.д.

После этого перейдите к систематическому углублен­ному изучению великих основных доктрин христиан­ской веры. Вам понадобится это твердое основание для дальнейшего духовного строительства вашего дама. Сосредоточьте внимание на таких книгах, как Евангелие от Иоанна, Послания Иоанна и Петра, Послания к Римля­нам, Галатам, Ефесянам, Евреям... Приготовтесь хорошо поработать!

Одновременно просите Бога привести вас в общение, где вы сможете начать делиться с другими знаниями, которые вы получаете. Общение с другими — лучший способ узнать, сколько ты усвоил на самом деле.

Все это подготовит вас к тому, чтобы исполнить функцию учителя в вашем доме. И теперь вы уже будете готовы сами преподавать основные истины. Кроме того, благодаря собственным занятиям вы обнаружите другие источники учения: книги, кассеты, диски, которые сможете рекомендовать своей семье и другим христианам. Держитесь библейских истин, открытых вам Богом, чтобы строить на этом основании вашу семью.

Со служением Иисуса как Учителя тесно связано Его священническое служение в качестве Ходатая. Автор Пос­лания к Евреям говорит нам, что после Своего вознесения Иисус вошел во внутреннее святилище, за вторую завесу, чтобы стать пред Богом Первосвященни­ком, ходатайствующим за нас (Евр.7:25):

...посему и может всегда спасать прихо­дящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

Представляя Иисуса вашей семье, вы должны научиться сочетать функцию священника (ходатая) и царя (правителя). Как царь и учитель вы будете представлять Бога вашей семье. Как ходатай вы будете представлять вашу семью Богу. Для вас не существует более высокого служения. Вот некоторые способы, как подготовить себя к этому.

Во-первых, тщательно изучайте библейские примеры такого служения ходатайства. Некоторые выдающиеся примеры: Авраам ходатайствовал о своем племяннике Лоте и городе Содоме (Быт.18:16-33); Моисей ходатайствовал об Израиле, после того как они сделали золотого тельца и поклонялись ему (Исх.32:1-14); Моисей и Аарон ходатайствовали об израильтянах, умирающих от язвы (Чис.16:41-50).

Подумайте о том, что Бог говорит в отношении Израиля в Иезекииле 22:30:

Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтоб Я не погубил ее, но не нашел.

Где бы Бог не поместил вас, вы можете научиться быть человеком, «стоящим в проломе» за других.

Вы будете вдохновлены также, если запомните священническое благословение, которое Бог повелел Аарону и его сынам произносить над Израильтянами (Чис.6:24-27). Когда вы станете священником в своей семье, у вас будет образец для благословения ее, что будет одной из ваших наибольших привиле­гий!

Второй способ приготовления себя к роли священни­ка-ходатая — развивать регулярную молитвенную жизнь (если вы еще не делаете это). Сделайте ее систематичной, посвятите молитве лучшее время. Попросите Бога положить вам на сердце людей, за которых Он желает, чтобы вы ходатайствовали. Это могут быть члены вашей семьи, вашей церкви, сотрудники или другие люди, с которыми вы сопри­касались. Вы также должны включить в этот список Божьих служителей, которые помогли вам и помога­ют другим. Часто полезно написать список людей, о которых вы регулярно молитесь. Примите личную ответственность за них перед Богом.

В-третьих, регулярно участвуйте в молитвенных собраниях. Практика молиться с другими людьми поможет вам преодолеть стеснительность и лучше подготовит вас к должной молитве с вашей женой и детьми. Молитва должна стать такой же неотъемле­мой частью вашей семейной жизни, как обеды или игры.

Существует еще одно важное преимущество, проис­текающее из обучения служению священнического ходатайства. Оно очень поможет вам в других областях. В действительности, ваш успех в молитвенном служе­нии определит уровень вашего успеха в других областях.

Лучше всего ваша ответственность в качестве пред­ставителя Иисуса в вашем доме отражается в поня­тии: «Глава». А что это говорит о вашей функции на практике?

Позвольте мне ответить вопросом: Какова функция физической головы по отношению к остальному телу? Она выражается в трех степенях: получении сигнала из каждой области тела, принятии решений и указании направления. У каждой части тела есть право сообщаться с головой, голова осуществляет сбор информации, принимает решение на ее основании и затем дает импульс соответствующему действию.

Примите эту простую иллюстрацию к функции главы, которую вы будете нести в совем доме. Во-первых, вы должны быть открыты для общения с каждым членом вашей семьи: открыты каждой нужде, каждой боли, каждой проблеме, каждой творческой идее. Во-вторых, вы должны уметь собирать всю эту информацию и решать, какое действие необходимо предпринять вашей семье, а какое нет. Несмотря на то, что вы получаете информацию от каждого отдельного члена, ваше решение должно служить для наибольшей пользы семьи в целом. В-третьих, приняв решение, вы должны дать действию импульс, требуя от членов семьи его выполнения.

Что потребуется от вас в этом? Прежде всего, чувствительность — возможность фиксировать нужды и чувства других, предвидеть проблемы и опасности, принимать и воплощать конструктивные идеи. Во-вторых, для этого потребуется мудрость в выборе решений, которые будут влиять не только на вашу жизнь, но и на жизнь других. В-третьих, для этого потребуется сильный характер и твердая решимость проследить, чтобы ваши решения выполнялись при участии, если необходимо, других людей.

В 1-м Послании к Тимофею 3:4-5 Павел связывает ответствен­ность пресвитера в церкви с ответственностью мужа и отца в своем доме:

Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собствен­ным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

Значение глагола, переведенного как «управлять», — это стоять во главе или впереди чего-то. Это положе­ние мужа и отца. Отец идет впереди своей семьи, он ведет ее. Когда зло или опасность угрожает его семье, он встречает опастность, становясь впереди между своей семьей и тем, что угрожает ей. Все это может быть суммировано одним емким словом: лидерство.

Сегодня почти во всех слоях общества существует нехватка эффективных лидеров. Есть также черные силы (и естественные, и сверхъестественные), которые противостоят такому лидерству и стремятся подорвать его там, где оно возникает. Крупным последствием этого стал угрожающий по масштабам развал браков. Божий план для брака и семьи опирается на восстановление лидерства, изображенного Библи­ей.

Если вы решите быть таким лидером в вашем доме, вы должны заранее вооружиться Божьим всеоружием для встречи врага. Вам прийдется плыть против течения современ­ной культуры. Но в этом разница между живой рыбой и мертвой: живая рыба может плыть против течения, а мертвая — нет.

Библейское лидерство основывается на двух основаниях: ответственности и верности. Обычно это проявляется в делах, кажущихся маловажными и невозвышенными. Но если вы приобретаете эти качества, они могут обеспечивать успех в любой сфере вашей жизни. Без них настоящий успех невозмо­жен. Иисус сказал:

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

Луки 16:10

Я помню одного молодого человека (назовем его Артуром), который глубоко окунулся в наркотики и субкультуру, связанную с ними. Затем, он встретил Иисуса и чудесно был освобожден от своих при­страстий. Но способности его ума и крепость воли были почти по­лностью разрушены наркотиками. Один пастор пригласил Артура пожить в его доме и начал его реаби­литацию. Ударение в его наставлениях было на простой формуле: во всем, что тебя просят сделать, ищи помощи Иисуса и будь верным.

Примерно через два года Артуру дали работу в одной фирме. Его обязанности были самыми простыми, даже примитивными: подметать пол, носить мусор и т.д. Ко всем ним Артур применил формулу своего учите­ля: ищи помощи Иисуса и будь верным. Постепенно его верность позволила ему продвинуться выше, затем еще выше и каждое продвижение сопровождалось увеличением ответственности. Он вновь становился нормальным членом общества.

После нескольких лет работы в фирме Артур решил, что ему нужно оставить ее и получить специальность. Когда он начал объяснять свое намерение шефу, тот оборвал его: «Ты не можешь уйти! Ты единственный, кому я могу доверять здесь. Оставайся, и я подготов­лю тебя, чтобы ты занял мое место, когда я уйду на пенсию».

Артур пожинал жатву, которую он посеял постоян­ной верностью.

Наблюдения Соломона за верностью многое прояс­няют. В Притчах 28:20 он говорит:

Верный человек богат благословениями...

в то время как в Притчах 20:6 он спрашивает:

...правдивого (верного) человека кто находит?

В управлении своим большим цар­ством Соломон признавал нехватку людей. Даже имея в распоряжении самых лучших мужей Израиля, ему приходилось искать того, кто отвечал бы этому главному требованию — верности.

Сопутствующие друг другу качества ответственности и верности можно развивать почти в каждой ситуа­ции. Верность Богу и ответственность в повседневных делах Иосиф развивал сначала в доме Потифара, затем — в тюрьме. В результате было продвижение по службе. Так происходит практически всегда! Люди спрашивают меня, где я получил подготовку к служению. Иногда я отвечаю: «В качестве медицин­ского персонала британской армии в Северной Африке». Я получил академическое образование еще до того, как узнал Господа. Я вообще был пере­дозирован интеллектуально. Что мне было нужно, так это встреча с трудными жизненными ситуациями и принятие ответственности за нужды других.

В течение целого года в пустыне я был командиром того, что в британской армии называется «взводом», который состоял из восьми санитаров с носилками. Нашим домом был трехтонный грузовик, который мы делили с двумя водителями. Нас было одиннадцать мужчин, которые были известны под именем «пионеры Принса», мы жили, ели, спали и делили трудности сообща.

На протяжении всего этого периода у меня был только один постоянный товарищ — моя Библия. Я всегда носил с собой карманное издание. Всегда, когда я не был занят, я читал ее. Я был удивлен, обнаружив, насколько Библия практична. Вновь и вновь она описывала ситуацию, в которой я оказы­вался или проблему, с которой я сталкивался. А кроме того, она показывала мне Божий ответ. К концу моего пребывания в пустыне у меня было заложено хорошее, сбалансированное знание Библии, которое обеспечивало проч­ное основание для каждой после­дующей фазы моего духовного развития.

На протяжении пяти лет пребывания в армии после того, как я узнал Господа, своей жизнью я постоянно являл христианское свидетельство. В вопросах совести я иногда занимал позицию, которая приводила меня к конфронтации с другими солдатами и вышестоящи­ми офицерами. Когда я демобилизовался, оценка моего характера в моей документации была наивыс­шей в британской армии — «образцовый». Я думаю, это было важнее любого теологического диплома, который я мог бы получить.

Понятно, что ваша жизнь не будет точно похожа на мою. Бог подходит к каждому из нас индивидуально. Благодарение Богу, что Он так поступает. Ни Цер­ковь, ни мир не нуждаются в «христианах широкого потребления». С другой стороны, существуют определен­ные общие принципы, применимые к большинству из нас.

Прежде всего, безраздельно отдайте себя Богу (мы подробно рассмотрели это в 4-й главе). Затем вы можете сделать следующий шаг — доверить Ему вести вас по пути, который приведет к исполнению Его особого плана для вашей жизни. Вот стих, истинность которого я постоянно наблюдаю в моей жизни (Прит.3:6):

Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

Во-вторых, рассматривайте каждую ситуацию, в которой вы оказываетесь, как специально приготов­ленную Богом для обучения вас и развития опреде­ленных аспектов вашего характера и личности. Возможно, вы окажетесь в неожиданных и неприят­ных ситуациях, но не жалуйтесь! Вспомните Иосифа в темнице! Я не могу сказать, что мне нравилась большая часть моего пребывания в пустыне, но я благодарю Бога за то, как Он подготовил меня к тому, что находилось впереди.

В-третьих, изучайте прежде всего Библию. Не по­звольте кому-то или чему-то заслонить ее. Стремитесь истолковы­вать каждую фазу вашей жизни в свете Библии. Вы будете удивлены, сколько света она дает.

В области образования я рекомендую вам соотносить все ваше обучение с направлением жизни, которое, как вы верите, Бог избрал для вас. Лично я против образования ради образования. «Вечный студент» часто в жизни является жалкой фигурой. Соломон, которому Бог дал мудрость, прокомментировал это так:

...составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.

Екклесиаст 12:12

Иногда кажется, что ученые степени можно тоже получать без конца!

Ваше духовное развитие должно естественно нахо­дить свое наибольшее выражение в упорядоченной жизни общения, обеспечиваемой поместной цер­ковью. Здесь, под должным присмотром старейшин вы испытаете постоянное развитие в трех взаимосвязан­ных сферах: вашем понимании Божьего Слова, вашей подготовке к служению Богу, а также очищении и укреплении вашего христианского характера. Этот процесс сделает вас Божьим человеком, который «ко всякому доброму делу приготовлен». (2Тим.3:17), кроме того подготовит вас к выполнению функции главы в вашем доме.

8. подготовка Женщины к браку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: