Возникновение и развитие гештальттерапии. Основные понятия

Основатель гештальт-терапии - Фредерик Соломон Перлз. 1951г – формальная дата создания гештальт-терапии. Вышла книга «Идея возбуждения и роста человеческой личности». (В другом источнике книга называется «гештальт-терапия»).

Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма, и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Также Перлз разрабатывал гештальт-терапию, опираясь на практику психоанализа, экзистенциализм, феноменологию, восточную философию. Концептуально гештальт-терапия близка гуманистической и экзистенциальной психологии.

Также Перлз развивал идеи гештальт-педагогики, сделал акцент на групповой терапии.

Гештальт-коучинг – вид консультирования, направленный на развитие и повышение эффективности личности.

Другие представители: Исидор Фром, Лаура Перлз, Пол Гудман.

В Гештальт-терапии использовались термины гештальтпсихологии (фигура, фон, гештальт) для описания процесса удовлетворения потребностей и эмоционального реагирования. Объяснительная модель этого подхода такова. Человек взаимодействует со средой в ритме "контакт-уход". Когда появляется насущная потребность, она выделяется как фигура на фоне других переживаний. Для удовлетворения потребности человек должен ее осознать и вступить в контакт со средой. После удовлетворения гештальт завершается, и человек выходит из поля. Новая фигура (потребность, эмоция), возникающая на фоне других, требует повторения цикла. Однако этот процесс нарушается, если фигура не может стать четкой: ей мешают другие неудовлетворенные потребности, появляющиеся в поле восприятия. В этом случае потребность не осознается, и человек не контактирует со средой. Избегание контакта осуществляется за счет подавления потребности и ухода в мысли, фантазии, внутренний монолог. "Осадки" незавершенных гештальтов, непережитых эмоций "замутняют" процесс осознавания в настоящем, появляясь в поле восприятия как фигуры. Ощущения теряют непосредственность, замещаясь усвоенным чужим опытом.

Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.

Принцип "здесь-и-теперь" означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет сделать процесс осознания более интенсивным.

Основные понятия:

Гештальт - (нем. образ, фигура, форма) - специфическая организация частей, которая составляет определенную целостность.

Фигура – объект, с которым связано удовлетворение потребности.

Фон – окружающие объекты фигуры.

Поле – наибольшая из всех систем (социальные + культурные + физические факторы и др.). Поведение – функция поля.

Самость (Self) - субъект действия, процесс (подробнее ниже).

Границы:
1) Границы организма,
2) Границы контакта - место встречи организма и окружающей среды.

Защитные механизмы:

Ретрофлексия – импульсы во внешнюю среду удерживаются. Характеризуется закрытыми, усиленными границами.

Человек делает по отношению к себе то, что хотел бы, чтобы делали окружающие его люди ему.

Человек делает по отношению к себе то, что хотел бы, чтобы хотел бы делать другим.

Проекция – нарушение границ другого человека. Импульс, присущий организму, приписывается внешней среде.

Интроекция - чужеродный объект воспринимается как часть себя.

Подмена своих собственных желаний нормами, которые были усвоены от других людей. Человек делает то, что хотят от него другие.

Конфлюенция – состояние неконтакта между организмом и средой.

1-го рода. Со своими ощущениями. Не может сфокусироваться на главной проблеме.

2-го рода. "Слияние" с другим человеком.

Дефлексия - уклонение от контакта. Энергия направляется в другое русло.

Формы:
- юмор
- обесценивание проблемы
- проблема как повествование (история)

Десенситизация - потеря чувствительности. "Не чувствую...", "Не вижу..." и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: