Транспортная отрасль


В транспортной отрасли по уровню влияния на власть вне конкуренции находится ОАО «Российские железные дороги». Приступив к реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, ОАО «РЖД» регулярно анонсирует крупные инвестиционные проекты, направленные на обновление парка подвижного состава компании и ее дочерних организаций, а также на модернизацию и расширение сети железных дорог, что интенсифицирует борьбу за заказы от ОАО «РЖД» на соответствующих рынках. Компания ориентируется на масштабное участие в подавляющем большинстве промышленных и инфраструктурных программ, инициированных при участии прочих государственных корпораций или институтов развития (как например, «Урал промышленный – Урал полярный», строительство объектов транспортной инфраструктуры в Сочи и др.)

Руководство ОАО «РЖД» последовательно придерживается тактики постепенного наращивания экономических ресурсов компании и собственного политического веса, не ввязываясь в конфликты групп влияния, но приобретая все больше выгодных союзников. Для обеспечения интересов монополиста используются как личный лоббистский потенциал президента компании Владимира Якунина12, так и возможности целого пула связанных с ней политиков.

Одним из ведущих представителей «партии РЖД» является первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко13. Его влияние и ресурс в Госдуме сейчас используются для пересмотра консервативной тарифной политики государства в железнодорожной сфере. Показательно, что не в конце прошлого года руководство ОАО «РЖД» «рекомендовало» сотрудникам медиа-ресурсов, контролируемых компанией, активизировать обсуждение проблемы тарифного регулирования, делая акцент на том, что цены на услуги у других участников транспортного рынка давно уже дерегулированы.

Заметно активизируется взаимодействие между ОАО «РЖД» и Правительством Москвы в сфере развития транспортных коммуникаций города. Так, в рамках создания Малого кольца Московской железной дороги уже запущены работы по возведению новых транспортно-пересадочных узлов. Кроме того, ОАО «РЖД» планирует построить в Москве три новых вокзальных комплекса, которые помимо пересадочных узлов будут включать в себя также парковки, гостиницы, офисы и торговые площади.

Важно, что совместные градостроительные и транспортные инициативы ОАО «РЖД» и Правительства Москвы неизменно получают одобрение и поддержку на самом высоком уровне и потому их количество и масштаб, возможно, в самое ближайшее время, будут значительно расширены. Немаловажную роль в этом процессе играет нарастающее сотрудничество корпорации «Миракс» (курируемой первым заместителем мэра в правительстве Москвы Владимиром Ресиным) с ОАО «РЖД» и, в частности, Дирекцией железнодорожных вокзалов (ДЖВ). Показательно, что из большого числа инвестпроектов, предложенных начальнику ДЖВ Сергею Абрамову, предложения «Миракс» по реконструкции и застройке площадей Курского вокзала получили одобрение в первую очередь.

Ориентируясь на предстоящую смену Правительства, руководство «РЖД», похоже, сделало ставку на активизацию лоббистской деятельности во властных структурах, выступая за внесение ряда поправок в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность железнодорожного транспорта. С точки зрения руководства железнодорожного монополиста на данном этапе крайне важно «вбросить» в информационное и политическое поле предложения и требования компании по изменению правого режима ее функционирования, чтобы затем, в условиях новой конфигурации административной системы, иметь определенный концептуальный «задел» на продолжение дискуссии.

Так, ОАО «РЖД» предлагает в законе «О железнодорожном транспорте в РФ» учесть, что действия железнодорожных перевозчиков и их конкуренция между собой должны происходить в равных условиях государственного регулирования их деятельности. Последнее, при экономическом и лоббистском потенциале ОАО «РЖД», фактически будет означать установление режима «зеленого света» для любых начинай компании, в частности, в области правоотношений с ее контрагентами и клиентами.

В рамках дальнейшей коммерциализации деятельности ОАО «РЖД», в компании подготовлен пакет изменений в закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», основная идея которого заключается в предоставлении ОАО «РЖД» большей свободы действий относительно собственного имущества, в т.ч. недвижимого.

Перед ОАО «РЖД» стоят очень сложные задачи в области регионального GR. Главная точка напряженности - пассажирские перевозки. Во всем мире они являются убыточными и субсидируются. Переговоры и подготовка договоров, на основании которых регионы возмещают железнодорожникам убытки от пассажирских перевозок, - одна из основных задач отделов GR. Внимание уделяется и вопросу льготных перевозок. Одной из главных задач по выстраиванию взаимоотношений ОАО «РЖД» с органами власти регионов является возмещение потерь в доходах компании от регулирования субъектами тарифов на пригородные перевозки. Все эти вопросы решаются за столом переговоров между местными властями и линейными менеджерами ОАО «РЖД». Если регион не имеет возможности расплатиться деньгами, ищутся другие формы компенсации: снижение для ОАО «РЖД» тарифа на электроэнергию, или списание былых долгов компании, или совместное участие в строительстве и реконструкции вокзалов. Сейчас ОАО «РЖД» подготовило законопроект «Об общих принципах транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении», где предлагает законодательно разделить пригородные пассажирские перевозки на социальные и коммерческие, что позволит за счет федерального и регионального социального заказа сократить убыточность пригородного комплекса компании. Показательно, что субъекты Федерации, за редким исключением (например, Красноярский край и Челябинская область), сознательно тормозят процесс создания региональных пригородных компаний.

Все более жестко ОАО «РЖД» навязывает свое участие в крупных государственных инфраструктурных проектах. Резонансным в экспертной среде посчитали решение монополии с 1-го апреля повысить все тарифы на грузоперевозки на 1% (компания уже заручилась одобрением Правительства РФ) для финансирования строительства объектов к Олимпиаде 2014 г. в Сочи14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: