Типология телеочерка по степени авторского участия

Очерк - жанр художественной публицистики, наиболее богат изобразительными средствами и выразительными возможностями

Подобно тому, как репортаж составляет ядро информационной телепублицистики, очерк – ядро телепублицистики художественной.

Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров публицистики, что как раз объясняется органичным сочетанием исследования документального материала и рассказа (эстетического освоения реальной действительности).

Построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), НО! одновременно облекается в художественно обобщенную форму.

Для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.

Главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк).

Если репортаж – это история событий, то очерк – история характера.

Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра – портретный очерк. Автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь раскрыть зрителям психологию и характер главного героя. Используются различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.

Второй по распространенности на телевидении - путевой очерк. Для этого типа характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повествования.

Путевой очерк использует репортажный метод съемки. Решаются задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. В путевом очерке, сам автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события.

В проблемном очерке предметом исследования служит та или иная проблема, а материал журналиста может стать поиском путей ее решения. Проблемная, исследовательская журналистика – важное направление в современной деятельности средств массовой информации.

Таким образом типология очерка по степени авторского участия выстраивается следующим образом: Путевой очерк, Портретный очерк, Проблемный очерк

*ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ: К сценарию очерка предъявляются самые высокие требования: о полном, тщательно разработанном сценарии можно говорить в применении именно к этому жанру. Работа журналиста здесь начинается с авторской заявки (либретто), позволяющей судить, во-первых, как о теме и объекте, так и об авторском подходе к ним, во-вторых, о возможностях экранного воплощения, об изобразительных средствах и методах, которые будут использованы для осуществления замысла. Затем создается литературный сценарий, в котором подробно характеризуется объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, содержатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: