Три вида коммуникации в современном телеэфире

Межличностная коммуникация -взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

В истории развития теории коммуникации, С. В. Бориснев выделяет следующие её концептуализации:

  1. линейный (однонаправленный – газета);

В определенной степени к линейной модели коммуникации можно отнести любой тип монологической речи, в основе своей не предусматривающей участия аудитории во время выступления. Прежде всего, говоря о линейной коммуникации, следует упомянуть дикторскую речь по радио и телевидению, в силу самой специфики являющуюся монологической, хотя уже в течение последнего десятка лет мы стали свидетелями участия зрителей и слушателей в интерактивных ток-шоу на радио и телевидении. К этому же типу коммуникации относятся выступления с докладами на конференциях, презентациях, собраниях и митингах, да и чтение лекций, если последние не проводятся в режиме ответов на вопросы, задаваемых студентами в процессе.

Схема Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.

  1. интерактивный (форма «вопрос-ответ»);

В качестве примера интерактивной модели коммуникации можно привести такие формы взаимодействия людей, как беседа или интервью, в течение которых по закону жанра участники все время меняются ролями, выступая в роли то источника информации, то ее приемника

Причем содержание обратной связи жестко регламентируется программой, зрители лишь выбирают между «да», «нет», «не знаю» (или возможны другие варианты), но зритель не может поменять тему или предложить рассматривать ее под другим углом. Его роль и степень участия ограничены «правилами игры», правилами, предложенными источником информации, в данном случае – телевидением.

  1. трансакционный (диалоговое общение; цель - сделать публику частью передачи).

Любой пример из коммуникационной деятельности специалиста по связям с общественностью проходит на основе реализации трансакционной модели, поскольку все участники подобной публичной коммуникации в равной степени заинтересованы как в получении информации, так и в ее обсуждении и принятии решения, если это оказывается необходимым в зависимости от ситуации.

Основы межкультурной коммуникации. Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3 4.Эфирное выступление: этапы работы над речью

С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи:

1. Инвенция -- изобретение

2. Диспозиция -- расположение

3. Элокуция -- выражение

4. Меморио -- запоминание

5. Акцио -- произношение

I. На этапе изобретения оратор должен:

· определить Цель и вид речи;

· выявить Уровень подготовки и деятельность свои и слушателей;

· отобрать информацию для раскрытия темы, выделить наиболее значимое для сообщения;

· решить, Писать ли текст выступления?

II. На этапе расположения выступающий должен:

· Составить план;

· выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры;

· продумать, какие будут Вступление, основная часть выступления, заключение;

· определить переходы от одной части к другой;

· решить, какие Приемы изложения и объяснения материала будут использоваться.

III. На этапе выражения оратор должен:

· определить, какие Изобразительно-выразительные средства публичной речи уместны;

· продумать, как будет удерживаться интерес аудитории;

· продумать Приемы привлечения внимания аудитории.

IV. На этапе запоминания оратор должен:

· решить Выступать с опорой на текст или без записей?;

· запомнить основные мысли своей речи, последовательность их раскрытия;

· Прорепетировать свое выступление

V. На этапе произнесения оратор должен:

· Установить и поддерживать контакты с аудиторией;

· знать психологию слушателей;

· обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего;

· продумать Способы борьбы со страхом и волнением;

· проанализировать удачные и неудачные Выступления других ораторов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: