Дефектация деталей проводится с целью определения их технического состояния и сортировки в соответствии с техническими условиями. В результате дефектации все детали разделяют на три группы
-годные для дальнейшего использования,
-подлежащие восстановлению
-негодные, брак.
Результаты дефектации и сортировки фиксируются путём маркировки деталей краской.
Зеленой краской отмечают годные детали, которые отправляют на комплектовочный склад.
Красной краской - негодные, которые транспортируются на склад утиля.
Желтой краской детали требующие восстановления.
Для последних, при маршрутной технологии ремонта, устанавливается номер маршрута, после чего они направляются на склад деталей ожидающих ремонта.
В целях экономии времени на дефектации следует контролировать только те дефекты по которым деталь относят к группе негодных. К таким дефектам относят сквозные внутренние трещины блока цилиндров, трещины в блоках и картерах выходящие на посадочные поверхности или ребра жесткости или пробоины которые превышают оговоренные в технических условиях.
|
|
Основным документом, которым руководствуются при дефектации и сортировке деталей, являются технические требования на дефектацию, составляемые в виде карт на деталь каждого наименования.
Они содержат;
-наименование,
-номер детали по каталогу,
-ее материал и твердость поверхностей,
-перечень возможных дефектов
-эскиз детали с указанием мест расположения дефектов,
-способы их выявления и необходимый для этого инструмент,
-номинальные размеры детали по рабочему чертежу,
-допустимые без ремонта размеры и в ряде случаев предельные размеры,
-рекомендации по устранению дефектов.
На рисунке 9.3.1 показана карта технических требований на дефектацию гильзы.
Деталь: 21-1002020-б1 | |||||
Материал: чугун сч 24-84 ГОСТ 1412-79 | |||||
Твердость: НВ 170...241 | |||||
№ | Возможные дефекты | Способ установления дефекта и средства контроля | Размер, мм | Заключение | |
По рабочему чертежу | Допустимый без ремонта | ||||
Износ, конусность и овальность гильзы | Нутромер 50-100 ГОСТ 9244-75 | 92+0,06 | ------- | Ремонтировать(расточка под ремонтный размер) | |
Износ нижней посадочой шейки | скобка 8111-09996 ГОСТ 70.0001 024-82 | 100-0.035 | 99,96 | Браковать | |
Трещины или обломы любого характера и расположения | Осмотр Лупа ЛП1-7х ГОСТ7594-75 | Браковать | |||
Износ верхней посадочной шейки | Скоба 8111-10792 ГОСТ70.0001.024-80 | -004 108-0.075 | 107.92 | Браковать |
Рис 9.3.1 Карта технических требований на дефектацию гильзы.
Результаты контроля и сортировки деталей заносятся в дефектовочные ведомости. Статистическая обработка указанных ведомостей позволяет определить необходимые для целей планирования работы и обеспечения запасными частями авторемонтного предприятия. Для учета ввелены показатели — коэффициенты годности (Кг),восстановления (Кв) и сменности (Ксм),показывающие соответственно, какая часть деталей данного наименования может быть использована при ремонте повторно без восстановления, какая часть подлежит восстановлению и какая часть подлежит замене. Численно их значения определяются по следующим зависимостям:
|
|
Кг = nr/N; Кв = nB/N; KC = nсм/N, (9.1)
где nг, nв, nсм — соответственно число годных, требующих восстановления и негодных деталей в выборке;
N — число деталей выборки (обычно N > 100 шт. каждого наименования деталей).
Полученные коэффициенты используют при планировании восстановления деталей.