И-э-а-о-у-ы

Песенки-долгоговорки

Многократное, чёткое повторение, особенно если оно сопровождается весёлым настроением, приносит желаемые результаты. Дети начинают чувствовать ритм, осознают артикуляционную сторону, проговаривание и само повторение приносит им радость.

Ай-люли.

Е.А. Благинина

Ай-люли, ай-люли,
Гости к Дашеньке пришли!
Петушок - в сапожках,
Курочка — в серёжках,
Селезень — в кафтане,
Утка - в сарафане!
Котик в новой свитке,
Кошечка - в накидке,
С перстеньком на лапке...
А собака в шапке.
Все по лавкам сели,
Сели и запели:
Ай-люли, ай-люди,
Гости к Дашеньке пришли!

Послушай и скажи. Послушай и доскажи.

В основе этого упражнения лежит формирование умения слышать, чётко и ясно произносить, осознавать и подбирать рифму.

ба - бу — бы на дворе стоят столбы
бу - бы - ба из окна торчит труба
до - ду - да гудят провода
жа - жа - жа есть иголки у ежа
жи - жи - жи здесь живут ежи
са - са - са в лесу бегает... (лиса)
со - со - со у Вовы... (колесо)
усь-— усь - усь на лугу пасётся... (гусь)
ча - ча - ча горит в комнате... (свеча)
чу - чу - чу молоточком я... (стучу)
оч - оч - оч наступила... (ночь)
ша — ша - ша мама моет... (малыша)
шу — шу — шу я письмо... (пишу)
аш - аш - аш у Марины... (карандаш)

Так, ребята, привыкают понимать и правильно находить способ, прием выражения того образа, который создает автор произведения.

В работе над выразительностью речи и чтения отвожу много места упражнениям по отработке дикции, начиная их с артикуляционных упражнений над гласными звуками по мере знакомства учащихся с ними по “Азбуке”. После изучения всех гласных мы упражняемся по таблице:

И-Э-А-О-У-Ы

Вначале гласные читаются в том порядке, как написаны, затем начинаем читать с буквы “э”, потом - с “а” и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный:

э... а - о - у - ы - и; а - о - у - ы - и - э и т.д. При чтении таблицы слежу, что бы ребята произносили гласные медленно, плавно, напевно, чтобы каждая строка читалась на одном дыхании.

Потом перехожу к работе над согласными, упражнения, в произношении которых являются более трудными по сравнению с гласными. Вот как постепенно нарастают сложности в этих упражнениях:

1. Произношение глухих и звонких согласных: п-п-п;б-б- б;

2. Чередование глухих и звонких согласных: п - б, т -д, ф - в;

3. Произношение глухих и звонких согласных в сочетании с гласными: пи, па, пу, пы, пе, пя, пю, би, ба, бу, бы, бе, бю;

4. Чередование глухих и звонких согласных с гласными: пи — би, пу — бу, па - ба и т.д.

5. Произношение сочетаний различных согласных с гласными: вби, кти и т.д.

6.Произношение слов: дом, том, домик;

скороговорок: раз дрова, два дрова, три дрова; маленьких текстов: Мышонку шепчет мышь:

- Ты всё шуршишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши

Шуршать я буду тише.

Существует большее количество разнообразных стихотворений, которые могут быть использованы при обработке произношения звуков. Например, для упражнений в произношении свистящих звуков использую стихотворение А. Барто “Верёвочка”. При обработке звука [ч] -стихотворения А. Барто “Чернила”, “Девочка чумазая”, а звуков [л], [м], [н], |р] — стихотворения А. Барто “Помощница”, С. Маршака “Вот какой рассеянный” и т.д. Но какие бы упражнения по отработке дикции не проводила, всегда помню, что эти занятия нужны не сами по себе, а должны приводить к приобретению учащимися звучности и напевности голоса (это основная роль гласных), а также ясности, чёткости и разборчивости (это основная роль согласных) в произношении.

Стихи, пословицы, скороговорки произносятся со слов учителя до тех пор, пока дети не научаться читать.

В дальнейшем, вся работа приобретает более сложный характер, так как умение учащихся пользоваться такими важными техническими приёмами речи (чтения), как сила и звучность голоса, чёткая дикция, правильное дыхание, постепенно уступает место другим умениям: определению места смысловой паузы и логического ударения в предложении или отрывке, правильному интонированию отрывка, определению ритма и темпа чтения произведения. Овладение этими приёмами работы с текстом свидетельствует о более глубоком проникновении учащихся в содержание читаемых произведений, а это невозможно сделать, если у ученика не развит или плохо развит речевой слух.

Читая отдельные предложения и самые несложные тесты, всегда добиваюсь от своих учеников выразительности их произнесения. Например, работая над небольшими по объёму рассказами “Осень”, второклассники выделяют силой и протяжностью голоса важные по значению слова: Пришла осень. Падают листья. Ребята идут в школу. Подчёркнутые слова дети читают с усилением и удлинением ударного слога: ооо-сень, лиии-стья, в шкооо-лу. В третьем классе на практических примерах даю понятие о значении логического ударения в речи. Делается это различными способами:

1, На доске пишется одно или несколько предложений, в которых учитель обозначает место логического ударения, например: Люблю берёзу русскую.

Учащиеся читают это предложение, определяя его смысл. (Человек говорит о большой любви к родной земле, месту, где он родился).

2. На доске написан текст или отдельные предложения. Учитель читает их, а учащиеся, следя за чтением учителя, указывают слова, на которых было сделано логическое ударение, например: уже румянит осень клёны. Над селом сияет месяц золотой.

3. На доске написано предложение. Учащимся даётся задание прочитать его так, чтобы слушатели поняли, что происходит в природе и как происходит действие, например: Ветер сильно качал берёзы.

4.На доске написано предложение: На поляне растут синие цветы. Вызываются к доске два ученика. Одному из них предлагается поставить к предложению несколько вопросов с тем, что бы логическое ударение в них падало на разные слова. Например: Какие цветы растут на поляне? Где растут цветы? И т. д. Другой ученик, отвечая на эти вопросы, должен правильно определить слово, на которое падает логическое ударение.

5. В написанных предложениях или тексте учащиеся должны самостоятельно расставить логическое ударение и выразительно прочитать.

Такую работу провожу не только на уроках чтения, подобные упражнения выполняются на уроках грамматики во время предупредительных и объяснительных диктантов, при подготовке к изложению, когда, например, после обозначения членов предложения, учащихся предлагается прочитать предложения так, чтобы слушатели могли уловить, скажем, пять различных смысловых оттенков. Например: Костя принёс домой больного скворца. Отдельные ученики могут выполнить это задание с опорой на вопросы: Кто принёс скворца? Какого скворца принёс Костя? Куда принёс Костя скворца? И т.д.

Место логического ударения устанавливаем при чтении грамматических правил, это помогает пониманию правил и их заучивание. Расставляют ученики и логическое ударение и в некоторых стихотворениях, баснях и прозаических текстах. Эти задания дети выполняют на раздаточном материале, примерный текст для таких упражнений беру из произведений учебных книг. Вот некоторые примеры таких карточек.

1. Прочитай текст. Выделяй голосом главные по смыслу слова, пометь их точкой снизу:

"Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако, так, значит, на нём Весна-красна прилетит."

(Г. Скребицкий. Сказка о Весне.)

2. Прочитай текст стихотворения. Обозначь места логических ударений:

"С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слушать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!"
(А. Майков.)

3. Прочитай текст басни. Точно выделяй при чтении те слова, на которые падает смысловое ударение:

"Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт"

(И. Крылов.)

В дальнейшем работа над логическим ударением проводится параллельно с работой по нахождению смысловых пауз в тексте.

Знакомство учащихся со значением и ролью смысловых пауз тоже начинаю с анализа конкретных примеров. Так, например, мы анализируем предложение: "В косы шёлковые ленты вплела", устанавливая, что смысл предложения будет одним, если сделать остановку (паузу) после слова "косы" и совсем иным, если разделить паузой слова: "шёлковые / ленты." Конечно, знакомлю детей с тем, что паузы (остановки в речи) делаются на знаках препинания. И тут, как требует программа по чтению, мы отрабатываем умение различать паузы различной деятельности: на запятой; точке, вопросительном, восклицательном знаках и многоточии в конце фразы; точке с запятой тире и двоеточии. Все эти умения закрепляются в процессе чтения произведений учебника и анализа читаемого текста.

Но в нашей речи паузы не всегда совпадают со знаками препинания. Поэтому необходимо приучать учащихся, прежде чем сделать остановку при чтении, хорошо подумать, нужна ли эта пауза, какой смысл приобретает фраза, если в ней снять какие-то паузы, что произойдет с текстом, если в нём обозначить новые паузы и т. д. Постепенно ученики привыкают проверять правильность постановки пауз, анализируя текст. Эти упражнения дети выполняют на доске, на карточках и при чтении материалов учебника. Но ввиду того, что в тексте учебной книги мы не можем работать карандашом, все практические упражнения ребята выполняют на дидактическом материале, заранее подготовленном. Например, учащиеся могут получить такие карточки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: