III класс

Прочитай стихотворение. Обозначь паузы и подготовься к чтению вслух: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин. "Листопад").

Задания расставить правильно смысловое ударение и обозначить места логических пауз иногда дети получают на дом на уроке чтения. В этом случае ребята переписывают два - три предложения, указанные в мною или выбранные ими самостоятельно в тетрадь по чтению. Затем размечают текст, готовясь к выразительному чтению.

Итак, для форматирования выразительного чтения, учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделим умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, его героев, автора; умение представлять в своём воображении картины, события, лица на основе так называемых “словесных картин”, умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним своё определённое отношение; умение определять задачу своего чтения - что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и у читателя.

Сложное умение определять задачу чтения включает в себя умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, в которой оказывается герой, определять своё отношение к событиям и находить интонационные средства для его выражения. Например, после первичного чтения рассказа В. Осеевой “Волшебное слово” выявлять первоначальное восприятие: Почему Павлик был зол на весь мир? Кто в этом виноват? При повторном чтении рассматривается первый эпизод: разговор Павлика со старичком. Определяется состояние мальчика. (Он сердит, разговаривает со старичком грубо, считает всех виноватыми). Выясняется отношение ребят к Павлику. (Мальчик очень груб, нельзя быть таким злым). После этого определяется задача чтения этого эпизода: читая слова Павлика, рассказывающего о своих “несчастьях” старичку, мы должны помочь нашим слушателям осудить мальчика за грубость. И только после определения задачи чтения пробуется соответствующая интонация: Павлик говорит резко, грубо, возмущается.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение детей. Эти умения формируется с помощью словесного рисования картин на основе прочитанного текста (“видение текста”), и развитие у учащихся определённого отношения к прочитанному, умения давать оценки героям, их поступкам, событиям, что возможно лишь в том случае, если дети понимают текст.

Так, чтобы “нарисовать” словесную картину, необходимо понять содержание текста, уметь выбрать в соответствии с предлагаемой темой отрывок теста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить “краски”), представить её мысленно, затем свериться с текстом (проверить себя) и,

наконец, нарисовать её словами.

В III и IV классе уже можно обращать внимание детей на такой прием выразительности речи и чтения, как психологическая пауза. Необходимо показать ребятам, что это особая эмоциональная остановка, с помощью которой чтец передает сильное внутреннее волнение, напряженность событий рассказа. Для практической работы с детьми можно брать самые простые случаи определения места психологической паузы, которые детямможно осмыслить без труда. Например, когда мы работаем над рассказом К. Паустовского “Барсучий нос”, то обязательно выясняем, почему после слов “он обожжется” в предложении “Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос...” нужна длительная остановка (пауза). Ребята говорят, что здесь важно задержать внимание слушателя на фразе “он обожжется”, чтобы ему стало понятно желание автора отвести беду, его волнение за зверька, приближавшегося к раскаленной сковородке.

И вот это достигается с помощью долгой, длительной паузы. С психологическими паузами дети встречаются при работе со многими произведениями, например, при чтении рассказа Л. Толстого “Акула”, стихотворения С. Есенина “Лебёдушка”. Так, работая над стихотворением С. Есенина “Лебёдушка” (3 класс), ребята переживают сильное потрясение от того, как орёл впился острыми когтями прямо в шею лебединую...Здесь делается долгая, длительная пауза, затем, дослушав окончание стихотворения, дети делают вывод, что лебёдушка погибла от острых когтей орла, который:

“Раздирал ей тело нежное, /
И летели перья белые, /
Словно брызги во все стороны... //”

Так как звуковая сторона языка с трудом улавливается учениками на слух, особенно движение голоса по звукам разной высоты, очень хорошо использовать таблицы, которые включают в себя знаки разметки текста. Эти знаки запоминаются постепенно, по мере практического ознакомления с ними. Детям предлагается запомнить следующие знаки разметки текста:

1. Ударение в слове: зелень, зеленеет.

2. Логическое ударение: слово подчеркивается одной чертой.

3. Паузы обозначаются: короткая/средняя/ длительная //

4. Движение голоса по звукам разной высоты (мелодика): подъём (повышение) голоса обозначает стрелкой вверх падение (понижение) голоса - стрелкой вниз под ударным слогом::

Все те знания и умения, которые получают мои ученики в процессе подготовки к выразительному чтению произведений, применяются ими в моменты исполнения произведения для слушателей. На уроке чтения это могут быть такие формы работы, как чтение по ролям драматизация произведений. Готовясь к выступлению, дети обдумывают смысл всей работы, распределяем вместе роли. Ученик, получив свою роль, пытается найти определённый образ своего героя и соответствующую ему манеру исполнения. Чтение по ролям подводит детей к драматизации, что в свою очередь, углубляет восприятие художественного образа произведения, воспитывает любовь к родному языку, умение чувствовать его.

При обучении выразительности речи и чтения используются наглядные пособия. К их числу относятся в первую очередь звуковые пособия. Это грампластинки и записанные на плёнку образцы речи мастеров художественного слова — артистов, чтецов. Само собой разумеется, образцом речи для учащихся будет речь учителя, чтение учителем произведения. Большую роль оказывают и многие виды зрительной наглядности: картины, иллюстрации, рисунки самих детей. Содержание многих произведений иногда требует дополнения или конкретизации образа произведения. Такие случаи используются учителем для вступительной или заключительной беседы, для выразительного рассказывания детей. Например, перед чтением стихотворения И. Бунина “Листопад”, детям показывается иллюстрированная книга “Листопад”, репродукция картины И. Левитана “Осень”. Подобная работа очень важна, так как у детей ярче возникнут определённые ассоциации и, как следствие, эмоциональное отношение к тому, о чём дети прочитали.

В результате практических упражнений в выразительном чтении создаётся коллективно “памятка” - последовательность действий при подготовке к выразительному чтению.

“Памятка”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: