Обучение выразительному чтению стихотворения Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”

Перед чтением стихотворения Ивана Бунина “Листопад”, прошу детей мысленно перенестись в золотую осень.

- Ребята! Чем интересна пора золотой осени? (дети делятся своими впечатлениями от личного наблюдения, читают свои сочинения на тему “Осень”).

- Посмотрите на рисунок. Какие краски золотой осени использовал художник?

- Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение о золотой осени Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”. Посмотрите, у меня в руках иллюстрированная книга “Листопад”, прочитайте её дома, она очень интересная.

- Что же такое “терем”?

(Терем - на Руси большой дом в виде башни).

Образцовое чтение стихотворения (первичное восприятие)

- Как вы думаете, почему И. Бунин сравнивает лес с теремом? (Он, как терем, нарядный и пестрый — лиловый, желто-золотой, красный.) Какое настроение вызывает у поэта лес-терем? (Лес он показывает веселым и сам радуется золотой осени).

Вторичное восприятие. Чтение и работа с текстом.

- А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает автор в свой терем, как он “построен” и где стоит.

Важно, чтобы у детей сложилась яркая и точная картина осеннего леса и его окружения.

Дети читают первые десять строк.

- Итак, отметим еще раз краски-слова, которые нам понадобятся для исования — “постройки терема” (ребята читают первое четверостишие). А теперь посмотрим “строительный материал” (читаются следующие шесть строк).

Ребята отмечают, что терем состоит из желтых елочек.

- Как они стоят? Прочитайте. (Будто желтою резьбой блестят в лазури голубой.) Смотрите внимательно, какая рисуется картина: березки, как желтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба. Что еще входит в наш терем? (Елочки стоят, как вышки, они темно-зеленые.)

Верно, они очень стройные и похожи на вышки. Еще есть клены. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале. Какие же листья у кленов? (Они золотые, красные, багряные, а некоторые, я видела, бывают смешанные, желто-красные, очень красивые).

Ну вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт? (Между кленами в листве есть просвет в небо, как оконца...) Где же стоит наш терем? Найдите эти строки. (Дети читают.) Так, где же стоит наш терем? (Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора).

Очень хорошо! Посмотрим, как изображен двор. Найдите этот отрывок, прочитаем его. (Через поляну-двор тянутся нити из паутины. Они блестят на солнце и похожи на сеть из серебра. И еще во дворе летает, поэт говорит — “играет”, белый последний, мотылек. Он похож на маленький белый лепесток. Он то летает, то замирает на паутине.) Красив ли наш двор? Давайте все вместе “нарисуем” и терем расписной, и двор. Перечитаем все стихотворение до конца вслух..

Далее “рисуются” словесные “картины”. Учитель неназойливо обращает детей снова к тексту, чтобы “уточнить рисунок”. Сначала “собираются” еще раз все краски для рисования (дети коллективно находят слова): цвет — лиловый, золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый.

– Смотрите, какое богатство красок-слов у нашего поэта-художника! А теперь еще раз назовите “объекты” — что будет нарисовано. (Голубое небо.

Редкие желтые березы на фоне неба. Стройные зеленые елочки. В лесу между деревьями просветы — оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина. Играет белый мотылек.)

Прекрасно, молодцы! Но мы должны с вами изобразить еще тишину, “мертвое молчание”, как говорит поэт. Как это изобразить? (Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки.) Очень хорошо. И вся эта картина залита солнцем. Мы его забыли нарисовать. А без солнца краски не были бы такими яркими. Закрыли глаза. Представили себе всю картину целиком. Ну, а теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и “мертвую тишину”.

Договариваемся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? Выбирается последнее, но дети говорят, что еще и восхищение от картины надо отразить, ведь нам нравится картина леса.

Слова мы будем выделять при чтении те, которые уже нашли, — это основные объекты картины: лес, березы, елочки, клены, оконца, поляна, паутина, мотылек.

Читается первая часть стихотворения до обобщения: “Сегодня так светло кругом...”. Когда дети убеждаются, что прочитали выразительно с учетом наших требований, продолжаем отрабатывать вторую часть.

– Смотрите, ребята, дальше повторяются слова: сегодня так светло кругом, такое мертвое молчание. Почему поэт их повторяет, что он хотел сказать?

(Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо.)

Поэт усиливает повтором этих слов свое впечатление о всей картине, подчеркивает ее исключительность и восхищается ею. Вот теперь прочитаем, подчеркнув эти слова. (Учащиеся читают текст несколько раз, пробуя интонацию.) Последнее замечание, которое делается им по тексту перед выразительным чтением всего стихотворения:

—– Это стихотворение, поэтому вы знаете, что последние слова каждой строки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются и рифму надо показывать. И еще обратите внимание на следующие строки, чтобы не ошибиться в постановке пауз:

,..на паутине замирает, пригретый солнечным теплом;

Эта фраза читается вместе и делается пауза. Последнюю строчку нельзя отнести к следующей строке. Чтобы читать спокойно-торжественно, усильте паузы после слова лес и перед каждым перечислением красок леса (на доске дается разметка):

Лес/, точно терем расписной,/
Лиловый,/ золотой,/ багряный/
Веселой,/ пестрою стеной/
Стоит над светлою поляной.

Дальнейшая разметка проводится на карточках. Учащиеся готовятся к чтению всего стихотворения, а дома заучивают его наизусть. Я глубоко уверена, что выработать у детей привычку читать проникновенно, с чувством можно только в том случае, если на любом уроке обращать внимание на выразительность их речи и чтения.

Работа по выразительности чтения, проводимая на уроке, должна находить подкрепление и в различных формах внеклассной работы: вечера рассказывания сказок, конкурсы на лучшее чтение стихотворений, инсценирование и т.д. Все это вместе взятое открывает большие возможности повышения культуры речи, выработки художественного вкуса и воспитания потребности овладевать искусством художественного слова.

Литература

1. Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В.Занкова. М. Просвещение, 1994.
2. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. М. Просвещение, 1978.
3. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М. Просвещение, 1981.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
5. Джежелей О.В. Помогайка. М. А.О. “Столетие”, 1994.
6. Оморокова М.И. Преодоление трудностей. М. Просвещение, 1990.
7. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.“АРКТИ”, 1999.
8. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М.Просвещение, 1994.
9. Журналы “Начальная шкоола”.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: