Расчет параметров зубчатой передачи

Выбираем материал для шестерни и колеса по табл.3.3 [1,c.34]:

шестерня – сталь 45, термообработка – улучшение 270НВ,

колесо - сталь 40Х, термообработка – улучшение 190НВ.

Определяем допускаемое контактное напряжение по формуле (3.9) [1,c.33]:

(3.1)

где σHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;

КHL – коэффициент долговечности;

[SH] – коэффициент безопасности;

по [1,c.33]: КHL =1; [SH] =1,1.

Определяем σHlimb по табл.3.2 [1,c.34]:

σHlimb =2НВ+70; (3.2)

σHlimb1 =2×270+70; σHlimb1 =610МПа;

σHlimb2 =2×190+70; σHlimb2 =450МПа.

Сделав подстановку в формулу (3.1) получим

; МПа;

; МПа.

Определяем допускаемое расчетное напряжение по формуле (3.10) [1,c.35]:

(3.3)

;

МПа.

Определяем межосевое расстояние передачи по формуле (3.7) [1,c.32]:

(3.4)

где Ка – числовой коэффициент;

К – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;

- коэффициент ширины;

Т2 – вращающий момент на колесе (по схеме привода Т23)

Выбираем коэффициенты:

Ка =49,5 [1,c.32];

К =1 [1,c.32,табл.3.1];

=0,315 назначаем по ГОСТ2185-66 с учетом рекомендаций [1,c.36];

Т23=1,72Нм.

Подставив значения в формулу (3.4) получим:

; мм;

Принимаем окончательно по ГОСТ2185-66 [1,c.36]

мм.

Определяем модуль [1,c.36]:

(3.5)

;

;

Принимаем по ГОСТ9563-60 модуль mn=1мм [1,c.36]

Определяем суммарное число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]:

(3.6)

Принимаем предварительно β=12º (β=8º…12º), тогда cosβ=0,978

; ;

Принимаем зуба.

Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [1,c.37]:

;

; ; ;

;

; .

Уточняем фактическое передаточное число

;

;

Определяем отклонение передаточного числа от номинального

.

Допускается ∆U=±3%

Уточняем угол наклона зубьев по формуле (3.16) [1,c.37]:

(3.7)

; ; .

Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [1,c.37]:

(3.8)

; мм;

; мм.

Проверяем межосевое расстояние

(3.9)

; мм.

Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса

; ;

; ; (3.10)

; (3.11)

мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм

; мм;

; мм;

; мм.

Проверяем соблюдение условия (т.к. Ψba<0,4)

;

; ;

0,315>0,312

Значит, условие выполняется.

Определяем окружные скорости колес

; м/с;

;

; м/с;

Назначаем точность изготовления зубчатых колес – 8В [1,c.32].

Определяем фактическое контактное напряжение по формуле (3.6) [1,c.31]

(3.12)

где КН – коэффициент нагрузки:

КННά× КНβ× КНu;

КНά – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;

КНβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине;

КНu - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении.

Уточняем коэффициент нагрузки

КНά =1,09; [1,c.39, табл.3.4]

КНu =1; [1,c.40, табл.3.6]

; ; ,

тогда КНβ =1,2; [1,c.39, табл.3.7]

КН =1,09×1,2×1; КН =1,308.

Сделав подстановку в формулу (3.12) получим

;

МПа.

Определяем ∆σН

;

; недогрузки,

что допускается.

Определяем силы в зацеплении

- окружная

; (3.13)

; Н;

- радиальная

; (3.14)

; Н;

- осевую

; (3.15)

; Н.

Практика показывает, что у зубчатых колес с НВ<350 выносливость на изгиб обеспечивается с большим запасом, поэтому проверочный расчет на выносливость при изгибе не выполняем.

Все вычисленные параметры заносим в табл.2.

Таблица 2

Параметры закрытой зубчатой передачи

Параметр Шестерня Колесо
mn,мм  
βº  
ha,мм  
ht,мм 1,25
h,мм  
с, мм 0,25
d,мм 16,3 63,2
dа,мм 18,3 65,2
df,мм 13,83 60,76
b, мм    
аW,мм  
v, м/с 5,08 6,56
Ft, Н 211,04
Fr, Н 11,1
Fа, Н 2,33

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: