Непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы

1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (далее – Программа) разработана в соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

2. Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и содержит план мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2011–2015 годы согласно приложению.

3. В Программе используются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании.

4. Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.

5. В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачами воспитания являются:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

6. Основными направлениями воспитания обучающихся являются:

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;

эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;

социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся, направленные на социальную адаптацию обучающихся и оптимизацию образовательного процесса;

научно-методическое и кадровое обеспечение воспитания, направленные на совершенствование научно-методического сопровождения процесса воспитания и работы с кадрами;

информационное обеспечение воспитания, направленное на организацию информационного сопровождения воспитания.

7. Целью Программы является создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских и патриотических качеств обучающихся, развития социально зрелой творческой личности, усвоения обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

8. Задачи Программы:

содействие повышению статуса воспитания в системе образования Республики Беларусь;

определение содержания основных направлений воспитания;

ресурсное обеспечение процесса воспитания обучающихся и другие.

9. Исполнителями Программы являются Министерство образования Республики Беларусь (далее – Минобразование), республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные комитеты (далее – облисполкомы, Мингорисполком), учреждения образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее, если не установлено иное, – учреждения образования), общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (далее – ОО «БРСМ») и общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее – ОО «БРПО»).

10. В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также Программы воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) – для учреждений образования, не относящихся к коммунальной форме собственности, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

11. Программа предоставляет субъектам образовательного процесса возможность выбора форм и методов организации воспитательной работы, предполагает творческий подход педагогических работников к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся и их законных представителей.

12. Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на содержание и развитие системы образования, а также иных источников, не противоречащих законодательству.

13. Реализация Программы позволит:

повысить качество воспитания обучающихся;

усовершенствовать механизмы управления процессом воспитания;

оптимизировать воспитательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

осуществить идеологическое сопровождение процесса воспитания;

обеспечить преемственность и непрерывность воспитания;

разработать соответствующее научно-методическое обеспечение.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Цель любой образовательной технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение – это основное условие любой образовательной технологии. Например, «Модель системы школьно-семейного воспитания «Ориентир», «Личностно ориентированная технология «Шаг за шагом», проблемное обучение, игровые технологии Никитина и др.

Программа «Ориентир» построена с учетом возрастных особенностей детей и разбита на два раздела:

для детей младшего школьного возраста

для детей подросткового и юношеского возраста

Дети младшего школьного возраста

Располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагога. С первых дней обучения ребёнку необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть усидчивым, воспринимать информацию и хорошо запоминать её.

Задача педагога - помочь ребёнку адаптироваться к учебной деятельности. В младшем школьном возрасте должны развиваться основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь).

Основными видами деятельности должны стать: учение, общение, игра и труд.

Коллективные формы работы должны быть обязательными, дети не способны к полноценной саморегуляции, хотя в состоянии управлять своим поведением, могут ставить перед собой цель - достижения успехов и с помощью взрослых могут реализовывать её.

В 1-4 классах формируется характер, личностные качества: целеустремлённость, работоспособность, настойчивость, ответственность.

Игра – основная технология, применяемая в этом возраст. Она включает ребёнка в учение, общение и труд

Психодиагностика:

общая ориентация детей в окружающем мире

отношение ребёнка к обучению

внимание

память

мышление

речь

художественно-изобразительные способности

трудовые изменения и навыки

мотивация достижения успеха

личностные качества

межличностные отношения

Задачи:

- Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

- Развитие интеллекта средствами внеклассной работы.

- Развитие художественно – эстетических способностей.

- Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

- Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.

- Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, стремления к здоровому образу жизни.Одине РР

Дети подросткового и юношеского возраста

С переходом из младших классов в средние и старшие изменяется положение детей в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Все большее место занимают серьезные дела. Возрастают требования к интеллекту. Интеллектуальное развитие можно ускорить по трем направлениям: понятийный строй мышления, речевой интеллект, внутренний план действий учителя и родители переходят на новый стиль общения с подростками. Активно идет процесс познавательного

развития.

О совершенствовании психических процессов.

В 6-11 классах в психике школьников происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти, активно развивается логическая память, чтение, монологическая и диалогическая речь

О развитии общих и специальных способностей

Продолжается развитие способностей на основе ведущих видов деятельности: учения, общения, труда, которые являются главными мотивационными линиями.

Задачи:

- Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

- Создания условий для поддержания стабильного здоровья учащихся, пропаганда здорового образа жизни, через проводимые мероприятия.

- Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитие их ответственности за конечные результаты любой деятельности.

- Обеспечение хорошего уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.

- Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, саморегуляции и самоопределения.

- Создания необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы, выполнение гражданских обязанностей, успешной жизни и деятельности в условиях перехода к рынку.

- Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, художественно – эстетической деятельности.

Цель программы: Создание условий для воспитания и развития личности нравственной и физически здоровой, готовой к саморазвитию и самовоспитанию, живущую в гармонии с окружающим ее миром».

ЗАДАЧИ:

- формировать ЗОЖ у учащихся,

- предупреждать правонарушения и преступления среди подростков,

- изыскивать возможности для развития социализации личности,

- формировать нравственные качества учащихся на основе общечеловеческих ценностей,

- повышать профессиональный уровень классного руководителя,

- совершенствовать нормативно – правовое пространство школы.

ПРИНЦИПЫ:

Развитие общечеловеческих ценностей в организации жизнедеятельности детей,

системности,

успешности,

эффективности социального взаимодействия,

функционирования в правовом пространстве.

Направления воспитательной программы:

Здоровье сберегающее;

Нравственность и культура;

Социализация.

Программа «Ориентир» действует в совокупности с подпрограммой школы «Здоровье»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: