Можно выделить три принципа содержательного обоснования включения тех или иных заданий в разрабатываемые тестовые батареи. Этими принципами авторы руководствовались в своей работе.
Принцип научной обоснованности и соответствия реализован в подборе тестового материала. Данная методика разработана на основе модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда.
Принцип реальности. Д ля настоящей работы подбирались тестовые задания, решение которых возможно с использованием стандартных бланков, ручки (карандаша).
Авторы методики рассматривают креативность, как сложноорганизованное личностное качество. Поэтому, во-первых, задания, включенные в данную методику, расположены по разделам, позволяющим определить ее структуру. Во-вторых, был изменен принятый Дж. Гилфордом подход к оцениванию и интерпретации результатов.
Стандартизация ПМДДМ проводилась на выборке подростков и старшеклассников — учеников 8—11 классов в рамках дипломных работ выпускников факультета психологии ЮУрГУ Батищевой К. и Помошникова П., выполненных под нашим руководством. Количественный состав выборки — 950 человек. Методика прошла проверку на валидность и надежность. Для определения критериальной валидности был использован метод сравнения двух выборок, выделенных по внешнему критерию. В качестве внешнего критерия использовалась экспертная оценка творческой одаренности учащихся. Экспертами выступили учителя. Конструктн ая валидность ПМДДМ устанавливалась методом внутренней согласованности. Необходимым показателем для характеристики любой методики, для теста с параллельными формами является тождество форм между собой по средним величинам и стандартным отклонениям каждого субтеста. Результаты исследования показали, что все формы методики практически тождественны друг другу, так максимальное отличие средних величин не превышает 0,8 балла. И, наконец, тест — ретестовая надежность теста была обеспечена путем повторного обследования испытуемых с помощью параллельных форм теста спустя 6 месяцев после первого обследования.
|
|
Краткое описание заданий методики
1-я серия - (1-е – 4-е задания) составляют вербальную серию и направлены на определение вербальной креативности (Псе — продуктивность семантическая).