дивергентного мышления (8 класс, N = 242)
Беглость | Гибкость | Продуктивн. | Псе | Пн | Пс | Пп | |
Низкие | до 31 | до 25 | до 8 | до 7 | до 6 | до 2 | до 9 |
Нижесреднего | 32 - 44 | 26—37 | 9—17 | 8—9 | 7—8 | 10—11 | |
Средние | 45—58 | 38—50 | 18—27 | 10—12 | 9—11 | 4—5 | 12—13 |
Выше среднего | 59—71 | 51—61 | 28—36 | 13—14 | 12—13 | 14—15 | |
Высокие | > 72 | > 62 | > 37 | > 15 | > 14 | > 7 | > 16 |
Таблица 3
Нормы для оценки «сырых» данных по каждому из параметров развития дивергентного мышления (9 класс, N = 250)
Беглость | Гибкость | Продуктивн. | Псе | Пн | Пс | Пп | |
Низкие | до 29 | до 27 | до 6 | до 7 | до 8 | до 5 | до 6 |
Ниже среднего | 30—48 | 28—39 | 7—15 | 8—9 | 9—10 | 6—7 | 7—8 |
Средние | 49—65 | 40—53 | 16—23 | 10—11 | 11—12 | 8—9 | 9—10 |
Выше среднего | 66—83 | 54—66 | 24—30 | 12—13 | 13—14 | 10—11 | 11—12 |
Высокие | > 84 | > 67 | > 31 | > 14 | > 15 | > 12 | > 13 |
Таблица 4
Нормы для оценки «сырых» данных по каждому из параметров дивергентного мышления (10 класс, N = 238)
Беглость | Гибкость | Продуктивн. | Псе | Пн | Пс | Пп | |
Низкие | до 32 | до 31 | до 10 | до 8 | до 8 | до 7 | до 7 |
Ниже среднего | 33—50 | 32-45 | 11—22 | 9—11 | 9—10 | 8—9 | 8—9 |
Средние | 51—67 | 46—59 | 23—34 | 12—16 | 11—13 | 10—11 | 10—11 |
Выше среднего | 68—85 | 60—73 | 35-46 | 17—18 | 14—15 | 12—13 | 12—13 |
Высокие | > 86 | > 74 | > 47 | > 19 | > 16 | > 14 | > 14 |
Таблица 5
Нормы для оценки «сырых» данных по каждому из параметров дивергентного мышления (11 класс, N = 220)
Беглость | Гибкость | Продуктивн. | Псе | Пн | Пс | Пп | |
Низкие | до 32 | до 28 | до 11 | до 7 | до 6 | до1 | до 4 |
Ниже среднего | 33-48 | 29-42 | 12—22 | 8—9 | 7—8 | 5—6 | |
Средние | 49—64 | 43—56 | 23—32 | 10—12 | 9—11 | 3-4 | 7—8 |
Выше среднего | 65—80 | 57—70 | 33-43 | 13—14 | 12—13 | 9—10 | |
Высокие | > 81 | > 71 | > 44 | > 15 | > 14 | > 6 | > 11 |
Условные обозначения:
Б — беглость;
Г — гибкость;
П — продуктивность;
Псе — продуктивность семантическая;
Пн — невербальная продуктивность;
Пс — символическая продуктивность;
Пп — поведенческая продуктивность.
Практическое применение методики
Проективная методика диагностики дивергентного мышления диагностирует особенности дивергентного мышления с 12 лет и может быть использована как при групповом исследовании креативности, так и в индивидуальном консультировании. Сравнение индивидуальных результатов с представленными нормами в таблицах 2—5 позволяет судить об индивидуальных особенностях дивергентного мышления: о соответствии общего суммарного показателя средних значений по выборке и показателей по отдельным сериям. Данная методика особенно удобна для проведения мониторинга, поскольку имеет 4 параллельные формы, которые позволяют неоднократно использовать ее, исключая при этом искажение полученных результатов.