№ задания и объект-стимул | Примеры ответов и их оценка | |||||
0 баллов | 1 балл | 2 балла | ||||
1 — молоко | — жидкость — вещество | — напиток — продукт питания, пища — продукт жизненного цикла коровы, козы — пищевое сырье — сок растения — эмульсия — еда | — товар — ингредиент для рецепта — питательная среда для микроорганизмов — коллоидный раствор — органическое вещество | |||
1 — крыша | — предмет — верх дома | — элемент защиты человека, защита — строение — укрытие — часть здания — изделие, деревянное изделие | — «братва» — голова (мозги) — товар — охрана | |||
2 — бесконечный | — море, океан — вода — растения, трава — деньги — ряд чисел — линия — кольцо | — сила — разлука — вселенная — космос — время — жизнь — путь — процесс | — любовь — дружба — чувства — радость — наслаждение — функция — скука — смерть — красота, боль — мысли — зло — добро | |||
2 — холодный | — лед, снег, вода — мороженое — продукты — любые вещи — воздух — стена | — рука — холодильник — погода — оружие | — сердце — взгляд — ум — цвет | |||
3 — линия | — ломаная — прямая — отрезок | — метро — телефонная линия — железнодорожная линия — линия отрыва | — жизни | |||
3 — номер | — машины — дома — квартиры — корпуса — изделия — кровати — номер два | — серийный — заказной — число — личный номер | — номер (показ, выступление) — музыкальный номер — номер в гостинице | |||
5 — часы | — часовой — часовщик | — вахтер — водитель — летчик — мед работник — милиционеры — экзаменатор — артист, музыкант — бизнесмен — дозорный | — пунктуальный — правильный — деловой — стрелочник | |||
5 — сапог | — сапожник — солдат | — турист — продавец — скинхед | — чопорный | |||
6— сухой | (незаконченная идея) | (законченный рисунок) | — если показана динамика, например, «до» и «после» — сухое вино — сухой человек | |||
7 — волнистая линия | — волна — лента — кочка — горы — кривая — линия | — серьга — неровная местность — холмы — линия горизонта | — график — путь развития человечества — синусоида — соединение (граница) веществ — траектория пьяного человека | |||
8 — структуры | — буквы — числа — геометр. фигуры | (законченная идея, рисунок подписан) | — не присваивается | |||
9 — цифра «5» | — 5 копеек — 5 лет — количество человек в команде, компании — пальцы на руке — цифра | — магазин «пятерочка» — оценка — «великолепная пятерка» — корень из 25 — цена — рабочая неделя | — пятачок у поросенка — группа «5' П122Э» — короткая перемена | |||
10 — равенства | — простое равенство с «+» и «—» (3+2=5) | — простые равенства с умножением или делением — сложные равенства с «+» и «—» (4+3=5+2) | — сложные равенства (5×4=6×3+2) — логарифмы — корни | |||
11 — послание без бумаги и ручки | — мелом на доске, асфальте — маркером, карандашом — палочкой на песке | — помадой на зеркале — выцарапать на камне — выложить из спичек, палочек — кровью — передать через кого-то — с помощью автоответчика, диктофона — 5МЗ, е-таН и т.д. — на компьютере | — на запотевшем окне пальцем — выжечь лупой на деревянной поверхности — узелками | |||
11 — подать сигнал | — руками — флагом — огнем — подмигнуть, показать, сказать, голосом — позвонить | — нажать кнопку — нарисовать что-либо на земле — зажечь красную лампу — фарами — лазером | — послать гонца — азбукой Морзе | |||
12 — старая консервная банка | — банка для хранения червяков | — футбольный мяч — вторсырье — формочка для игры в песочнице — для выращивания рассады | — для украшения — погремушка — зеркало | |||
13 — иголка | — можно уколоться — потерять — как вставить нитку в иголку | — может испортиться зрение, при вдевании нитки в ушко — как не наступить на нее, если она потерялась — как расплавить | философские рассуждения | |||
14 — видеть в темноте | — можно работать и днем и ночью | — ночью не упадешь — можно жить под землей, без света — экономия электроэнергии — можно ходить ночью — невозможно уснуть | — уменьшатся затраты на производство приборов ночного видения — увеличится индустрия очков — уменьшится число нападений сзади на людей — уменьшится количество аварий на дорогах | |||
Стандартизация методики ПМДДМ проводилась дважды — в 1995 году при ее создании и в 2004 году. Как и следовало ожидать, стремительные изменения во всех сферах общества приводят к тому, что некогда оригинальные ответы становятся обычными, но предложенные принципы оценки ответов по дивергентной продуктивности оказываются более адекватными, а система оценивания стабильной.
|
|
|
|
В таблицах 2—5 представлены нормы выполнения тестовых заданий ПМДДМ для подростков и старших школьников.
Таблица 2