Каковы же признаки денежных пирамид? Если лет десять назад они открыто назывались кассами коллективной взаимопомощи, то теперь маскируются под сетевой маркетинг. И, тем не менее, их можно отличить, если есть настроение.
Вот явные признаки.
■ Большой вступительный взнос, обычно от $1000.
■ Отсутствие товара. Как вариант, иногда предлагают его видимость — безделушки по баснословной цене. Назовем это «условным» товаром. Нет производства.
■ Дивиденды выдаются черным налом.
■ Закрытость информации, часто подписание договора о неразглашении.
■ Нет долгой истории существования.
■ Каждые несколько лет меняют название.
■ Когда пирамида обрушивается, то люди, пришедшие последними, теряют свои деньги. Многие начинают мстить своим «лидерам», а остальные ненавидят их и проклинают. Поэтому вокруг пирамид — смрад из негатива и криминала.
Сети
Кому можно доверять и почему? Сетевых структур, которые достойны доверия, довольно много. Я упомяну только некоторые, с которыми в той или иной мере знакома лично и которые произвели на меня благоприятное впечатление.
«Амвэй». Основана в 1959 году в США. С 1939-го существовала под именем «Нутрилайт». Старейшая из сетевых структур. Она усовершенствовала базовые принципы прямых продаж, которые применялись еще в «Нутрилайте». На сегодняшний день в «Амвэй» работает около полумиллиона россиян. Это одна из немногих компаний, в которых есть право наследования. Продукт — бытовая химия и косметика.
«Мэри Кэй Косметике». Компания основана в Америке в 1963 году. Компания, созданная только для женщин. Одна из лучших систем денежного вознаграждения за успехи в работе. Ни одна другая компания не может похвастаться таким количеством женщин-миллионеров, создавших свой капитал самостоятельно. Маркетинг «Мэри Кэй» изучается во многих учебных заведениях США как выдающееся изобретение. Около миллиона российских женщин работает в этой компании и еще большее количество пользуется косметикой.
Благополучными и порядочными можно считать также зарубежные фирмы: «Визион» (биодобавки), «Орифлэйм» (косметика), «Доктор Нона» (биодобавки), а также российские фирмы «Фаберлик» (косметика) и «Тенториум» (лечебные продукты на основе меда). Позитивный перечень этим не исчерпывается. Если вы стоите перед выбором, то соберите информацию, попробуйте продукцию, почитайте книги, сходите на семинары к знакомым сетевикам. Сравните одно с другим, «примерьте» на себя и сделайте осознанный выбор. Если вы решитесь работать, то один из самых важных моментов — выбор лидера, который будет обучать вас в первые годы работы. От отношений с ним во многом будет зависеть ваша мотивация. Подписывайтесь только под того, кто внушает вам уважение и доверие, кто умеет работать с людьми. Не огорчайгесь, если вам что-то не понравится. Жизнь интересна тем, что мы не роботы. Попробовать — иногда единственный способ узнать наверняка.
В сетевом бизнесе есть одна особенность, которую я называю «плюс-минус». Доступ открыт всем. Это, вроде бы, плюс. Любой может устроиться на работу. Минус заключается в этом же плюсе. В компанию приходят все подряд, а некоторые привыкли считать себя избранными. Людям с двумя верхними образованиями может не понравиться, что человек со среднечапаевским сделал карьеру быстрее него или просто работает рядом. Некоторым дискомфортно быть частью «народа». Но в конце концов, кому-то нужно учиться и терпимости. Понимать и принимать других людей — одна из граней смысла нашей жизни. Добавим без смущения, что терпеть некоторых — уже означает проявлять к ним любовь.