Под этим словом имеют ввиду 2 смысла:
Естественное чувство привязанности
Если под «патриотизмом» разуметь только естественное чувство привязанности к родным местам (в смысле «сторге» (греч.), которое в Свящ. Писании не употребляется), то это нравственно-нейтральное чувство. Но это никакая не добродетель.
Прп. Иоанн Лествичник: «Любовь Божия угашает любовь к родителям; а кто говорит, что он имеет ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: никто же может двемя господинома работати (Матф. 6, 24)».
Отсюда ясно, что естественное чувство привязанности (сторге) не является добродетелью.
Хотя, смотря что любить. А то в ином случае оно может быть и греховным, если, например, любить языческие древности «родной» старины, или «родной» фольклор с его циничными сказками и грязными частушками.
Не стоит забывать и того, что в человеке в падшем состоянии естественные силы души повреждены. В том числе и эта.
Но, зачем тогда для этого естественного чувства привязанности к «малой родине» употреблять слово «патриотизм»? Которое употребляется в более широком, идеологическом, смысле.
|
|
В таком случае, «патриотизм» — как минимум неподходящий термин для естественного чувства привязанности к родным местам.
Естественное чувство привязанности (сторге) может быть только к чему-то конкретному, непосредственно осязаемому или наблюдаемому. Уже поэтому в этом смысле не может быть патриотизма к «родине» вообще, к «отечеству» вообще, к России. Патриотизм в этом смысле может быть только в отношении «малой родины» или к чему-то от «малой родины». В этом смысле человек может быть патриотом родного города, родного района, но не может быть патриотом России.
Как человек может любить, например, Сибирь (если он житель Московской области), или какую-нибудь национальную идею? Т. е. то, что он не осязает непосредственно чувствами.