Не подтверждается согласием отцов

Некоторые из св. отцов высказывались в духе патриотизма. Не стоит забывать, что не все слова и поступки святых могут рассматриваться как основание их канонизации. Некоторые из их слов и поступков обусловлены не святостью, а печатью духа времени (настроения эпохи), есть человеческое несовершенство, ошибки и грехи.

Но, стоит заметить, что патриотическая позиция св. отцов – локальна как по месту (Русская поместная Церковь, и ещё свт. Николай Японский), так и по времени (период Российской империи). Т. е. имеет и историческую, и территориальную ограниченность, не имеет характера вселенскости. Т. о., не соответствует критерию Предания, выраженному прп. Викентием Лиринским: то, как верили «повсюду, всегда, все».

Не имеет подтверждения в Слове Божием (которое не учит патриотизму и не содержит заповеди о любви к родине).

Не выражена определениями Вселенских Соборов.

Не подтверждается согласием отцов (некоторые из которых прямо опровергали патриотический настрой; и все они, осуждая вообще привязанность к земному, говорили то, что несовместимо с патриотизмом).

Следовательно, патриотические высказывания, которые имеют место у некоторых св-х отцов, не выражают Предание Церкви. Но есть лишь частное мнение, обусловленное духом времени (общим настроением), характерным для определённой страны и определённой эпохи. Т. е. это человеческое.

Патриотизм — это просто одна из болезней Русской поместной Церкви, локальная и территориально, и исторически.

Кроме того. Мы можем допускать ошибку, проецируя на святоотеческие высказывание тот смысл, то наполнение, которое вкладывают в понятия «родина» и «отечество» патриоты. Что тот или иной святой вкладывал в понятия «родина» и «отечество»? Может, они и имели ввиду под этими терминами только конкретных людей, населяющих территорию данной страны, и святыни? А не плюс ещё что-то, земное.

Если так, тогда вопрос – в терминологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: