№ п/п | Наименование раздела, подраздела, темы лекции | Бюджет учебного времени | Форма текущего и итогового контроля | ||||
Всего | в том числе | ||||||
лекции | практические | семинарские | самостоят. работа | ||||
Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии | |||||||
Методы дифференциальной психологии. Классификация методов дифференциальной психологии | |||||||
Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность | |||||||
Индивидные характеристики: асимметрия полушарий и темперамент | |||||||
Психология характера. Место характера в структуре индивидуальности | |||||||
Психология способностей. Способности в структуре индивидуальности | |||||||
Типологический подход к изучению личности и характера | |||||||
Предметно-содержательные характеристики: психология черт личности | |||||||
Психология пола. Пол в структуре индивидуальности | |||||||
Человек и профессия. Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии | |||||||
Ориентации и стратегии личности в общении | |||||||
Стилевые особенности индивидуальности | |||||||
Итого: | экзамен |
Раздел 3. Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии.
Дифференциальная психология как наука. Области пересечения с другими науками, роль в практической психологии. Этапы развития дифференциальной психологии. Донаучный этап, естественнонаучный и гуманитарный периоды. Взаимодействие научных парадигм. Донаучное знание (краниоскопия, характерология, графология, физиогномика). Предпосылки превращения дифференциальной психологии в отдельную науку. Понятие психологической нормы. Направления дифференциально-психологических исследований.
Тема 2. Методы дифференциальной психологии. Классификация методов дифференциальной психологии.
Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Достоинства и недостатки методов. Психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиография. Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастнопсихологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические. Приемы и способы научной классификации.