Основная часть

Структурно-содержательный анализ множества трактовок понятия «методология», проведенный нами, выявил одиннадцать наиболее общих, характерных его признаков. Сравнительный анализ этих признаков с признаками понятий «туризм», «туристская деятельность», «туристский бизнес» выявил те признаки (а по существу функции) методологии, которые являются философской основой для исследования теории и практики развития туризма и государственного управления туристской деятельностью (рисунок 1). Сюда, прежде всего, относятся следующие признаки понятия «методология»: способы организации и построения теоретической и практической деятельности человека, нормативно-рациональное построение типовых программ деятельности человека, динамика формирования новых познавательных установок; рассмотрение схем деятельности людей для воспроизводства и обновления социального бытия, конструирование и преобразование схем деятельности людей, интегрированных в повседневный опыт, анализ обыденного поведения людей, осмысление современной культуры человека.

Перечисленное по своей структуре и содержанию из всех философских учений более всего приближено к диалектике - философской концептуализации развития, принятого в логико-понятийном измерении и констатирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Именно диалектические законы единства и борьбы противоположностей и закономерных связях развития бытия и

познания, позволяют нам (взяв их за методологическую основу) разрешить главное противоречие туристской деятельности человечества. Это противоречие никогда не рассматривалось философами ближнего и дальнего зарубежья как философская основа туризма. Чтобы сформулировать суть указанного противоречия, необходимо проанализировать исторические корни появления организованных путешествий и туристской деятельности человека.

Рисунок 1 - Схема сравнительного структурно-содержательного анализа понятий «туризм», «методология исследования» и «туристская деятельность»

Исследования историков туризма показывают, что до перехода к производительному труду человек перемещался в пространстве большей частью только в целях собирательства и охоты. При этом перемещения человека были хаотичными, бесплановыми, движимыми только инстинктами голода или продолжения рода. Однако на наш взгляд, был и другой движущий фактор, заставлявший первобытного человека пытаться заглянуть за горизонт. Именно из любопытства (а не только из проявления

инстинктов страха, голода, продолжения рода) человек мог познавать

окружающий мир, перемещаясь во времени и пространстве. Такие перемещения были практически единственным способом познания мира человеком. С течением времени человек интенсивно осваивал и другие способы познания и к концу ХХ века имел возможность получать виртуальную информацию о многом, что происходит вокруг: на земле, под землей, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе. Именно тогда обнаружилось главное противоречие туристской деятельности человечества: чем больше возможностей получает человек от виртуального познания мира, чем больше становится желающих посетить одни и те же - привлекательные туристские объекты, тем больше подверженность риску и истощению туристско-рекреационных ресурсов, тем больше вероятность превышения рекреационной емкости мест туристских посещений и нарушений баланса экологического равновесия. При этом основными целями международных туристских посещений в 2006 году (430 млн. или 51%) являлись познавательные или оздоровительные.

Методологическое обоснование исследований туристской деятельности, безусловно, должно включать в себя философский анализ основных социальных функций туризма. Как глобального явления. Считается, что таких функций несколько, это познавательная, социально-коммуникативная, эстетическая, эмоционально-психологическая, спортивно-оздоровительная, творческая и паломническая. В соответствиисзадачами диссертационного исследования необходимо рассмотреть - познавательную и спортивно-оздоровительную функции. При этом, исходя из первоначальных мотивов, сначала хаотических, а затем организованных путешествий, основной социальной функцией признано считать познавательную. Сама технология познания человека в процессе туристского путешествия имеет свои особенности. Современные исследования медиков показали, что 80% всей информации человек воспринимает через зрительные рецепторы. Философы уже пишут о высокой эффективности визуального мышления. Визуальное мышление выполняет гносеологическую и методологическую функцию, повышается степень объективности содержания знаний, устанавливается истинность знания до проверки его на практике.

Второй важнейшей функцией туризма являетсяспортивно-оздоровительная. Поэтому нами проанализированы доступные методологические подходы к организации современных отечественных исследований здоровья человека на философском уровне.

Специалисты считают, что действующая система здравоохранения направлена на выявление, определение и «устранение» болезней, и поэтому современная отечественная медицина в обозримом будущем не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. В этой связи выявлена необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения здоровья человека, в том числе средствами туристской

деятельности. Так как решение проблемы оздоровления людей является приоритетной задачей общества, это обусловило выработку методологических и организационных подходов к сохранению здоровья как важнейшей составляющей бытия человека.

Учитывая потенциал природных туристско-рекреационных ресурсов туристской деятельности (наиболее востребованной при реализации оздоровительной функции туризма) из всех векторов представлений о природе человека и его здоровье нас прежде всего интересовало естественно-научное и интегративное направление исследования. Соответственно особую важность для нас имели методологические основы указанных исследований.

В рамках естественно-научного направления огромный интерес для исследования эффективности оздоровительной функции туризма представляют работы В.И. Вернадского, Г.И. Царегородцева. Наиболее ценными в этом ряду следует считать фактологические материалы, эмпирические и теоретические выводы опытных туристов-медиков.

Специалистами дано определение понятию «теория туризма», которая трактуется как непротиворечивая система знаний, объясняющих феномен туризма как социально-экономическое явление современного мира, а также факторы его развития.

Теория туризма имеет собственный объект изучения - индустрию туризма - туристские центры и районы, включающие комплекс природных и культурно-исторических ресурсов, а также туристские организации и предприятия сферы услуг, которыми пользуются туристы в месте отдыха и во время транспортировки.

Предмет изучения – туристская деятельность и туристский продукт - деятельность лиц по предоставлению туристских услуг и специально организованная туроператором программа по организации туристского обслуживания - рекреационной деятельности, реализуемая на туристском рынке как самостоятельный продукт.

Субъект изучения - турист - человек, удовлетворяющий свои рекреационные потребности и характеризующийся особой системой свойств, физиологических, психологических состояний и социально-экономических возможностей. В научном определении понятия «теория туризма» субъект изучения - турист, назван третьим составляющим этого понятия после объекта и предмета изучения.

Однако по нашему мнению, именно человек, удовлетворяющий свои рекреационные потребности, с его особой системой свойств и состояний, является ключевым звеном в данной триаде (рисунок 2) и его теоретическое изучение, с анализом практики должно быть основополагающим в теме нашего (и аналогичного) исследования.

В Республике Казахстан продолжительность жизни и активная работоспособность более чем наполовину зависят от ведения здорового

образа жизни. Однако в настоящее время большинство казахстанских школьников имеют серьёзные отклонения в здоровье и низкий уровень работоспособности, т.к. имеют устойчивые привязанности к табакокурению и употреблению алкоголя. Учащиеся подрывают своё здоровье компьютерными играми, чрезмерным (часто ночным) сидением в Интернете, участием в бесконечных ночных дискотеках, ночных клубах и т.п.

 
 


Рисунок 2 - Иерархия понятий в теории туризма

Всё перечисленное снижает умственные способности, физическую работоспособность школьников, а отсутствие спортивных, физических нагрузок приводит к образованию лишнего веса и увеличению количества сердечно-сосудистых заболеваний. Объёмы передаваемой во время занятий в школе информации растут неадекватно уровню работоспособности школьников и порождают у молодых людей не только физический, но и социальный дискомфорт. Создалась социальная ситуация, в которой СМИ навязчиво формируют негативный образ жизни у школьников и взрослых, а они чаще всего даже не знают о здоровых и интересных формах досуга, в том числе посредством занятий активными видами туризма.

В «Отчетах по человеческому развитию», составляемых по «Программе развития ООН», отмечается, что здоровье и продолжительность жизни человека на 51,2% зависят от поддержания здорового образа жизни, на 20,4% - от биологических данных, в том числе от наследственности, на 19,9% - от состояния окружающей среды и на 8,5% - от уровня развития здравоохранения.

Многочисленные опросы школьников и студентов, проводимые автором, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство молодых людей (92%) не только не владеют достоверной информацией об оздоровительном потенциале активных видов туризма, но даже не задумывалось об этой проблеме и не знали о природном потенциале человеческого организма.

Человечество располагает разнообразными спортивными программами, но лишь туризм обладает всеми необходимыми компонентами для здоровья: а) общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка; б) туризм прост в организации, доступен людям любого возраста;

в) туризм является естественным и посильным видом спорта, нагрузки в нем хорошо дозируются, он относится к тренирующим видам; г) развивает коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость; д) туризм - это жизненная потребность, которую цивилизованное человечество осознало в последние 25-40 лет.

Длительное общение с природой, активное передвижение, радость неформального дружеского общения, возможность прекрасно отдохнуть, получить отличный заряд бодрости и закалки делают туристские походы лучшим видом отдыха и физической реабилитации организма. Туристы отмечают необыкновенную лёгкость и прилив сил после, казалось бы, утомительного похода. Проведённые исследования (таблица 1), также подтверждают профилактическую ценность занятий активными видами туризма.

Таблица 1 - Профилактическая ценность разных видов туризма и активного отдыха в укреплении организма (по трехбалльной шкале)

Виды активного туризма Профилак- тическая ценность (в целом) Функциональные системы, нуждающиеся в их укреплении
  нервная   сердечно-сосудистая   дыхания   мышечная   эндокринная   терморегуляция
Водный туризм (на вёслах)              
Горный туризм              
Лыжный туризм              
Велотуризм              
Конный туризм              
Санный туризм              
Транспортный туризм (мото, авто)              

Целесообразно рекомендовать туристским фирмам разработку туров по велосипедному туризму (маунтин-байк), восхождению на горные вершины (альпинизм), трекингам (горным, пешим), верховому туризму, водному туризму (рафтинг, путешествия на гребных и парусных судах), дайвинг. Включить в государственный стандарт высшего образования по специальности «Туризм» в качестве специализаций подготовку менеджеров по (перечисленным) активным видам туризма. Программы подготовки менеджеров, инструкторов, тренеров главной целью своей работы должны предусматривать качественное улучшение здоровья занимающихся и продление активного долголетия граждан Казахстана.

Необходимо обеспечить проведение республиканской туристской экспедиции «Моя Родина - Казахстан» на всех её этапах в

общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, 1-2 курсов вузов; внедрить в учебные программы академических и внеклассных занятий общеобразовательных школ, обучение основам туристской техники, выполнение нормативов и требований значка «Қазақстан саяхатшысы».

Целесообразно восстановить детско-юношеские туристские станции во всех областных центрах и крупных городах страны, а также создать республиканский центр детско-юношеского туризма в г. Астане. Открыть в республике пять (по одной для центральных, северных, южных, западных и восточных регионов страны) детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) с туристской и альпинистской специализацией.

Для создания благоприятного туристского имиджа Казахстана и условий ускоренного развития туристско-рекреационной системы необходимо проведение последовательной туристской политики, основанной на механизмах стимулирования и регулирования туристской деятельности, инвестиционной привлекательности с учетом экологических и инновационных требований. В этом мы видим современный механизм реализации государственной политики по устойчивому развитию туризма в нашей стране.

С выходом отечественного туризма на мировой рынок и дальнейшим совершенствованием туристского законодательства стало необходимо учитывать и соблюдать рекомендации, международные правила и нормы, одобренные и принятые к исполнению мировым туристским сообществом. В целях совершенствования средств и способов государственного регулирования туристской деятельности, обеспечения темпов устойчивого развития туризма, защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг с участием автора, был разработан и в июне 2008 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности».

Все вносимые законом изменения и дополнения направлены на совершенствование туристской деятельности, развитие туристской индустрии и повышение уровня этой сферы. Для их исполнения автор принимал участие в разработке механизма его реализации. В частности, в развитие закона были разработаны и приняты постановления Правительства Республики Казахстан: «Об утверждении Правил предоставления туристских услуг», «Об утверждении типового договора на туристское обслуживание», «Об утверждении общих требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области туризма» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан». Во исполнение Закона, утверждены приказы министра туризма и спорта Республики Казахстан: «Об утверждении Правил классификации мест размещения туристов», «Об утверждении Правил переподготовки и повышения квалификации

специалистов в области туристской деятельности» и «Об утверждении Правил формирования и ведения государственного реестра лиц, осуществляющих туристскую деятельность и государственного реестра туристских маршрутов».

Проведённый структурно-содержательный анализ доступной информации о стратегическом и текущем планировании устойчивого развития мировой туристской индустрии позволил нам, прежде всего, сделать выводы о том, чей именно опыт мы можем использовать на практике. В стратегическом планировании это опыт Всемирной туристской организации по принципу «от общего (опыт всего мира) к частному (использованию в отдельно взятой стране)». Примером этого могут служить материалы XVIII Генеральной Ассамблеи ЮНВТО (Астана, 5-8 октября 2009 г.).

С указанных позиций нами проанализированы три важных документа:

1. Доклад о выполнении общей программы работы Всемирной туристской организации (ЮНВТО) на период 2008-2009 гг.;

2. Заявление Международной организации труда (МОТ) и Всемирной туристской организации (ЮНВТО) о туризме и занятости;

3. Проект программы работы и бюджета организации (ЮНВТО) на период 2010-2011 гг.

В результате системного анализа этих документов, можно утверждать, что для стратегического (долгосрочного) планирования развития туристской индустрии Казахстана важно использовать следующие показатели: 1) показатель занятости - количество рабочих мест в сфере туризма (для разработки модуля людских ресурсов); 2) количество въехавших в страну зарубежных туристов; 3) количество обслуженных по внутреннему туризму; 4) доход страны от международного (въездного и выездного туризма); 5) доход страны от внутреннего туризма.

В современных условиях в развитии международного туризма огромное значение отводится внедрению интернет-технологий, как фактору повышения конкурентос­пособности национального турпродукта. Тем более, что с решением поставленных задач по реализации Госу­дарственной программы развития туризма на 2007-2011 годы установ­лена прямая зависимость в создании специализированного портала и интеграционного шлюза к ведомственным информационным системам.

Туризм и Интернет являются идеальными партнерами. Интернет - глобальная компьютерная сеть, благодаря которой пользователи могут получать и отправлять информацию (например, общаться между собой, совершать покупки, делать предложения, изучать спрос и проводить исследования запросов потребителей). Для потребителей, планирующих путешествие в новый туристский центр, возникает проблема оплаты дорогостоящего продукта, который они не могут увидеть. Интернет дает им возможность немедленного доступа к более обширной и глубокой, чем раньше, информации по всем туристским направлениям мира; а также

возможность быстро и легко забронировать тур.

Для туристских центров и предприятий Интернет дает возможность предоставить информацию и услуги бронирования большему числу потребителей по сравнительно низкой стоимости; он позволяет им значительно сэкономить средства на производстве и распространении печатной продукции и на других традиционных видах рекламной деятельности (например, информационных центрах). Интернет служит инструментом развития связи и взаимодействия с поставщиками и посредниками на рынке, а также с конечным потребителем.

Туризм имеет важное преимущество перед другими секторами электронной торговли - его потребитель получает приобретенный продукт непосредственно в месте его производства, т.е. в туристском центре. Таким образом, туристский сектор избавлен от необходимости доставлять продукт в разные точки мира, т.е. не должен решать задачу, которая представляет наибольшую трудность и является основной причиной недовольства потребителей. Совокупность вышеназванных факторов привела к тому, что сектор туризма и путешествий занимает все большую долю в электронной торговле в глобальном масштабе. Таким образом, Интернет вносит революционные изменения в распространение туристской информации и систему продаж. Он не только обеспечивает туристским центрам и предприятиям прямой доступ к конечному потребителю, но и становится основным средством деловой коммуникации.

Пользователями Интернета, как правило, являются люди сравнительно: состоятельные; хорошо образованные; интересующиеся независимыми путешествиями.Другими словами, они соответствуют характеристикам целевого рынка некоторых, а, может быть, и всех туристских направлений. Однако, по мере роста числа пользователей Интернета, особенно в связи с увеличением числа новых каналов доступа (особенно интерактивного ТВ и мобильных систем), портрет пользователя будет меняться, расширится и перестанет ориентироваться только на дорогой рынок. Для США уже стало типичным, что большая доля путешествующих за рубеж людей являются или скоро станут пользователями Интернета. Через 2-3 года тот же процесс будет наблюдаться на других крупных рынках.

В настоящее время практически у всех и у каждого есть свой личный сайт. Многие сайты - это графически интересные предложения рекламных буклетов. Таким образом, исходя из портрета пользователя, Интернет является идеальной средой для маркетинга туризма туристскими центрами и предприятиями. Важнейшим свойством Интернета является возможность соединить огромное количество людей. Практически все они - туристы. Теперь с помощью Интернета они могут через весь мир заглянуть в места, которые хотели бы посетить.

Организации туристской индустрии очень быстро оценили потенциальные возможности маркетинга и продажи своего продукта через Интернет. В особенности это касается авиакомпаний и гостиниц, которые

осознали, что они продают глобальный продукт. Подобно организациям, занимающимся маркетингом туристских направлений (ОМТН), они привлекают туристов со всего мира.

Следует признать, что целью многих крупных туристских компаний является прямая продажа продукта потребителю в обход посредника, чтобы избежать выплаты комиссии. До появления Интернета эта задача была трудновыполнима. Теперь, однако, многие компании используют Интернет как ключевой элемент своей стратегии продаж, отдавая себе отчет, какую огромную экономию это сулит.

Сегодня Интернетом пользуются 1,5 млрд. человек или четверть населения планеты. По мере нашего вступления в Информационную эру, организации, занимающиеся маркетингом туристских направлений, и другие крупные поставщики туристских услуг должны осознать необходимость применения Интернета и научиться извлекать прибыль от использования этих новых каналов.

Растущая привлекательность новых интерактивных технологий для туристов и путешественников обусловлена преимуществами, которые заключаются в эффективном глобальном распределении, а также в возможности сближения общественного и частного туристского рынка и их взаимовыгодного партнерства.

Туристы получают доступ к огромному объему сведений по принимающим центрам, заложенному в Сети, и используют эти сведения как основной источник информации при выборе туристских направлений. Новая заповедь для организаций, занимающихся маркетингом туристских направлений, гласит, что если вы не работаете в режиме онлайн, вы не сможете продать ваш продукт на вашем основном рынке.

Если вашего продукта нет в Сети, о нем не узнают миллионы потребителей, имеющих доступ в Интернет и рассчитывающих, что все принимающие центры будут широко там представлены. Сеть сегодня - это новое поле битвы в области маркетинга туристских направлений, и если вы не участвуете в этой битве, у вас нет шансов победить в борьбе за туристские доллары.

Основные тенденции развития туристского рынка: стремительный рост использования Интернета; рост числа пользователей Интернета, совершающих покупки в режиме онлайн; увеличение доли туристских продуктов на рынке электронной торговли; увеличение доли продуктов наземного обслуживания на туристском рынке электронной торговли; соответствие портрета пользователя Интернета целевому рынку многих туристских организаций; определяющая роль Интернета в сравнении с другими каналами как источника информации при выборе и планировании поездок на отдых и других видов путешествий, а также его растущее значение, как канала бронирования.

Нами проведён анализ истории взаимодействия ЮНВТО со странами – действительными членами организации, имеющими приблизительно

сходные с Казахстаном - ТРР, социально-экономическую ситуацию и менталитет населения. Данный анализ позволил установить следующие возможности оптимального использования прав и обязанностей Республики Казахстан как Действительного члена ЮНВТО. Прежде всего, сюда относятся: внедрение вспомогательного счёта в туризме; участие в международном проекте ЮНВТО «Великий шёлковый путь»; подготовка кадров и внедрение стандартов качества образования «UNWTO TedQual»; участие в мероприятиях ЮНВТО, работе комитетов, региональной комиссии для Европы и Генеральных ассамблеях ЮНВТО; взаимодействие с государственными органами РК в рамках программ и рекомендаций ЮНВТО по устойчивому развитию туризма; совершенствование работы по экологическому, деловому, культурно-познавательному, событийному и другим видам туризма; использование мирового опыта по совершенствованию государственного планирования, управления и привлечения инвестиций в развитие индустрии туризма; избрание представителей Национальной туристской администрации Казахстана в руководящие органы ЮНВТО; использование международного опыта по применению инновационных технологий в развитии и продвижении национального туристского продукта.

В свете этого нового роста основных показателей туристской деятельности, руководителям индустрии и Всемирной туристской организации предстояло найти решение десяти больших проблем:

1) повышение понимания экономического значения туризма на основе вспомогательного счета;

2) предупреждение рисков, снятие препятствий для поездок и трудный баланс между требованиями безопасности и свободой передвижения;

3) внедрение новых управленческих, информационных и коммуникационных технологий;

4) целесообразность либерализации торговли услугами при обеспечении устойчивого развития;

5) контроль перегрузки объектов и инфраструктуры, вызванной постоянным увеличением туристских потоков;

6) изменение климата;

7) вклад туризма в борьбу с бедностью и создание рабочих мест;

8) контроль за воздействиями, культурного и социального характера, связанными с развитием туризма;

9) повышение роли туризма в обеспечении международного взаимопонимания и формировании культуры мира;

10) необходимость надлежащего управления и гармоничного партнерства между государственным и частным секторами.

В период со 2 по 9 октября 2009 г. в г. Астане состоялось главное событие мирового туризма - XVIII Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации Объединённых Наций. В мероприятиях XVIII сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО, проведены заседания

региональных комиссий ЮНВТО для Европы, Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Африки, Южной Азии и Среднего Востока; Исполнительного совета; Комитетов по бюджету и финансам, присоединившихся членов и по восстановлению туризма; 7 пленарных заседаний Ассамблеи; заседаний Межгосударственного совета по туризму стран СНГ и стран-участниц проекта ЮНВТО по развитию туризма на Великом шёлковом пути.

Итогом проведения форума стало принятие программы ЮНВТО на 2010-2013 годы по достижению трех стратегических целей: конкурентоспособности, устойчивости и партнерства. Программа действий ЮНВТО направлена на продвижение в таких областях, как стандарты и качество, инновации, разработка новых туристских продуктов и управление туристскими направлениями в туризме. Приоритетами для ЮНВТО определены интенсификация и расширение деятельности в государственной политике, законодательстве и укреплении мирового туристского потенциала.

Принята программа совместных действий - «дорожная карта» по преодолению последствий финансового, экономического, социального кризиса и восстановлению туризма, рассмотрены приоритеты его устойчивого развития на долгосрочный период.Ассамблея одобрила меры по совершенствованию и дальнейшему реформированию деятельности ЮНВТО и его Секретариата, назначила председателей комитетов и региональных комиссий, обновила состав исполнительного комитета организации, расширила список стран-членов ЮНВТО.

Под теоретическими основами подготовки туристских кадров следует понимать систему основных идей в сфере туризма и сервиса, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях подготовки туристских кадров (профессионального образования и профессиональной подготовки).

Базовая подготовка специалистов туристской индустрии в Республике Казахстан по состоянию на конец 2008 года характеризуется следующими показателями. К указанному периоду количество вузов составило 47 высших учебных заведений (в 2004 г.- 40, 2005 г. - 38, в 2006 г. - 28, в 2007 г. - 38 вузов). Из них к государственной форме собственности относятся 17 вузов, а к частной - 30 вузов. Динамика качества частных вузов, готовящих туристские кадры, в 2004-2007 годах соответственно составляла в 2004 г.- 36, в 2005 г.- 27, в 2006 г. - 15 и в 2007 г. - 23 вуза.

Таким образом, попытка государственных органов образования сократить численность частных вузов в стране, имеющих специальность «Туризм», в 2005-2006 годах (и тем самым повысить качество туристского образования) положительных результатов не дала. Количество профильных вузов растёт. Подобная тенденция наблюдается и с профессиональными средними учебными заведениями, готовящими кадры для среднего звена по специальности «Туризм». К указанному периоду количество ссузов (всех

форм собственности) составило 31 учебное заведение (соответственно в 2004 г. - 13, в 2005 г. - 23, в 2006 г. - 30, в 2007 г. - 31 ссуз). Из них к государственной форме собственности относится - 6, к частной - 25.

За период 2004-2008 учебные годы всеми вузами страны выпущено специалистов с высшим образованием для сферы туризма в 2004 году - 579 человек, в 2005 г. - 843, в 2006 г. - 472, в 2007 г.- 607, в 2008 - 868 человек. В том числе (за указанный период) вузами государственной формы собственности были подготовлены в 2004 году - 267 человек, в 2005 г. - 425, в 2006 г. - 249, в 2007 г.- 277, в 2008 - 388 человек. Вузами частной формы собственности, соответственно, выпущены в 2004 году - 312 человек, в 2005 г. - 418, в 2006 г. - 223, в 2007 г.- 320, в 2008 - 461 человек. Таким образом, (за указанный период) государственными вузами для сферы туризма было подготовлено 1 606 специалистов с высшим образованием, частные вузы (за это же время) подготовили - 1 734 специалиста, среди них 1 222 женщины. Из указанной статистической информации можно сделать следующие предварительные выводы:

1) за последние пять лет в Казахстане выпуск специалистов с высшим образованием для сферы туризма рос; 2) максимальное количество специалистов (868 человек) было выпущено в 2007/8 учебном году, минимальное (472) - в 2004/5 году, т.е. когда Министерство образования и науки Республики Казахстан пыталось сократить численность вузов, работающих по специальности «Туризм».

В период с 2004/05 по 2008/09 учебные годы в ссузах, также росла численность подготовленных специалистов со средним образованием. За период 2004-2008 учебные годы всеми ссузами страны выпущено специалистов со средним специальным образованием для сферы туризма в 2004 году - 142 человека, в 2005 г. - 105, в 2006 г. - 226, в 2007 г. - 266, в 2008 - 370 человек. В том числе (за указанный период) ссузами государственной формы собственности были подготовлены в 2004 году - 88 человек, в 2005 г. - 32, в 2006 г. - 118, в 2007 г.- 125, в 2008 - 149 человек. Вузами частной формы собственности, соответственно, выпущены в 2004 году - 54 человека, в 2005 г. - 73, в 2006 г. - 108, в 2007 г.- 141, в 2008 - 221 человек (таблица 2).

Главными проблемами подготовки туристских кадров сегодня являются: a) чрезмерная академичность профильного высшего образования, при явном недостатке практических навыков у студентов; b) отсутствие научно обоснованной системы профессионального воспитания у студентов, которая в практике работы учебных заведений в лучшем случае заменяется мероприятиями по общественному воспитанию; c) содержание государственного стандарта образования (ГОСО) не соответствует требованиям рынка труда в сфере туризма и сервиса; d) не хватает современных, соответствующих требованиям бизнеса, учебных средств (учебников, учебных пособий и электронных материалов на государственном языке; оборудования, туристского снаряжения и т.п.);

e) не соответствие учебных обучающих программ и качества обучения степени развития туристского рынка, что является одной из главных причин невостребованности значительной части выпускников вузов и ссузов, получивших дипломы по специальности «Туризм» и «Сервис».

Таблица 2 - Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием для сферы туризма

Количествен. характеристики выпускников ссузов Количество специалистов по годам
2004/05 2005/06 2006 /07 2007/08 2008/09
Выпущено специалистов всего          
В том числе женщин, всего          
В том числе ссузами, гос. формы собственности          
В том числе женщин          
В том числе ссузами, частн. формы собственности          
В том числе женщин          

В настоящее время частные туристские предприятия составляют более 99% от общего их количества в стране. Государство на рынке труда в сфере туризма имеет незначительное присутствие. ГОСО по специальности «Туризм» лишь в незначительной степени связано с требованиями рынка труда. Поэтому для 100%-го трудоустройства выпускников следует тщательно и системно изучать требования работодателей к менеджерам туризма и проецировать эти требования на содержание учебно-воспитательного процесса в вузе. Проектируемый результат этой части исследования - 100% трудоустройство выпускников факультетов (отделений) туризма вузов на работу по специальности. Системное изучение рынка труда в туристской отрасли региона для распределения выпускников вуза по специальности «Туризм». Источниками первичной информации для исследования явились:

1) сообщения СМИ с объявлениями рекрутинговых агентств и фирм. Указанная информация размещалась в следующих печатных изданиях: «Вакансия», «Трудоустройство и обучение», «Срочно требуются», «Работа сегодня» и других - всего 10 газет и журналов, размещающих информацию

36 агентств по трудоустройству («Гермес», «Азия Рекрутинг», «Real Рartner», «Квартал», «Алтын Алем», «Контакт», «Акниет», «Real Express», «Афалина» и другие);

2) публикации экспертов по теории и практике турбизнеса о структуре деятельности турфирм, а, следовательно, о служебных функциях менеджеров.

Исследование, проведённое в период с 2003 по 2009 годы, выявило, что на современном рынке труда в сфере туризма (по крупнейшему мегаполису Казахстана - г. Алматы) наиболее востребованы (на уровне менеджмента) такие должности, как бизнес-гид туристской фирмы, менеджер-переводчик туристской фирмы, гид-переводчик - экскурсовод, менеджер туризма, руководитель туристской группы, менеджер по бронированию и продаже авиабилетов, оператор по бронированию и продаже авиабилетов, менеджер-консультант по продаже спортивной одежды и обуви, офис-менеджер туристской фирмы. Всего на рынке труда наиболее востребованы 10 менеджерских должностей в сфере туризма. Индекс дефицитности той или иной должности в сфере туризма нами определялся по следующим показателям: а) повторяемости в СМИ рекрутинговых агентств за исследовательский период (календарный год); б) размером заработной платы; в) количеству и сложности требований работодателей к данной должности. Общий рейтинг вакантных должностей определялся по наименьшей сумме мест каждой должности в ряду перечисленных четырех показателей. Общий рейтинг обозначен в третьей колонке таблицы 3, при этом в числителе обозначено среднее значение наименьшей суммы мест, а в знаменателе, собственно, - цифра общего рейтинга. Количество требований, которые предъявляют работодатели к претендентам на каждую из указанных должностей, обозначены в четвертой колонке. Самый высокий рейтинг по данному показателю получили должности менеджера-консультанта по продаже спортивной одежды и обуви (3 требования); офис-менеджера туристской фирмы (5 требований); менеджера-переводчика туристской фирмы (6 требований).

В шестой колонке таблицы обозначено количество объявлений о вакансиях, а в восьмой - количество вакансий по указанным должностям менеджеров за исследуемый период. Самый высокий рейтинг по данным показателям получили должности менеджера по туризму, руководителя туристских групп (18/37), экскорт-гида туристских групп (9/49).

Последний этап нашего исследования рынка труда в сфере туризма был посвящен анализу требований, предъявляемых работодателями к претендентам на вакантные должности: менеджер по туризму; менеджер по бронированию и продаже билетов; гиды-экскурсоводы (руководители туристских групп); офис-менеджеры. Первая должность менеджера по туризму является в нашем исследовании базовой. Менеджеров именно этой квалификации мы готовим по специальности «Туризм». Должности менеджеров по бронированию и продаже билетов (на различные виды


Таблица 3 -Рейтинг вакантных должностей менеджеров по специальности «Туризм» на современном рынке труда г. Алматы («срез» информации за июль-август 2003 г.)

Название вакантных должностей Общий рейтинг Количество требований работодателей Место Количество объявлений Место Количество вакансий Место Мин з/п Место Макс з/п Место
1. Офис-менеджер 4/1                    
2. Экскорт-гид турфирмы 4/1                    
3. Бизнес-гид турфирмы 4/1                    
4. Руководитель тургруппы 4,2/2                    
5. Менеджер по туризму 4,4/3                    
6. Менеджер по бронированию и продаже авиабилетов 4,6/4                    
7. Гид-переводчик-экскурсовод 4,8/5                    
8. Менеджер-переводчик турфирмы 5,2/6                    
9. Оператор по бронированию и продаже авиабилетов 6/7                    
10. Менеджер-консультант по продаже спортивной одежды и обуви 6,2/8                    
Примечания:
  1. Мin з/п – минимальная заработная плата
2. Мах з/п – максимальная заработная плата

транспорта) и гидов-экскурсоводов (руководителей туристских групп), также относятся к специальности «Туризм». Функциональные обязанности указанных должностных лиц во многом совпадают с функциональными обязанностями менеджера туризма. Тем более, что в практике туристского бизнеса указанные должностные лица находятся в подчинении менеджеров по туризму в средних и крупных туристских предприятиях. На этом основании нами проводились исследования требований работодателей к претендентам на указанные должности (таблицу 4). На рынке труда города Алматы исследованы три должности по специальности «Туризм» - это менеджер туризма, гид-экскурсовод (руководитель туристских групп), менеджер по бронированию и продаже билетов. Все три должности имеют следующие, совпадающие требования: опыт работы, энергичность, знание ПК, приятная внешность, знание иностранного языка, возраст 18-45

лет, коммуникабельность, без опыта работы.

Таким образом, за исключением знания персонального компьютера и иностранного (английского) языка, все остальные требования работодателей относятся к психофизическим качествам. Это еще раз подчеркивает необходимость тестирования абитуриентов по психофизическим качествам, поступающих на факультеты (отделения) туризма высших учебных заведений.

По результатам проведённых нами исследований рынка труда в сфере туризма и основных статистических показателей развития туризма нами разработаны «Основы стратегии подготовки туристских кадров в Республике Казахстан до 2030 года».

К методологическим основам «Стратегии…» относится принцип, гласящий, что практика есть не только критерий истины, но и исходный пункт познания.

К теоретическим основам следует отнести два принципа:

а) эффективность работы учебных заведений сферы туризма и сервиса, определяется по количественным и качественным характеристикам выпускников, работающих по специальности; b) основное содержание подготовки туристского персонала определяется их соответствием международной практике - индустрии гостеприимства и содержанием туристско-рекреационных ресурсов (ТРР), на которых он работает или будет работать.

Кроме того, в данном документе проанализированы глобальные вызовы туризму как мировому социально-экономическому явлению, факторы мирового туризма, влияющие на подготовку туристских кадров.

К основным сегментам стратегии подготовки туристских кадров относятся:

1. Системное изучение рынка труда в сфере туризма и сервиса, всеми заинтересованными организациями на базе Научно-исследовательского института туризма Казахской академии спорта и туризма для получения


Таблица 4 - Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на вакантные должности менеджеров по туризму по специальности «Туризм на рынке труда г. Алматы» («срез» информации за февраль 2008 г.)

  Требования работодателей, предъявляемые к претендентам на вакансии
Название должности Название требования Индекс повторов Рейтинг Название требования Индекс повторов Рейтинг
Менеджер по туризму   Опыт работы от 1 года       Знание русского языка    
Количество объявлений: 22 Количество вакансий: Источники информации:1) газета «Вакансия» № 8 (438) 26.02.- 04.03.08 2) газета «Срочные вакансии», 25.02.08   Энергичность       Без опыта    
  Знание ПК       Подбор туров    
  Приятная внешность       З/П – 600-800 у.е.    
  Высшее образование    
  Возраст 18-45       Навыки работы с клиентам    
  Коммуникабельность       Возраст 22-40 лет    
  Возраст от 20 до 30 лет    
  Знание устного и письменного англ. языка       Визовая поддержка    
  Командировки    
  З/П 70 – 260 тыс.тенге       Бронирование гостиниц и билетов    
  Организаторские способности            
  Возраст 18-40 лет            
  Знание казахского языка            
  Примечания: опыт работы с иностранными бизнес-партнерами, знание немецкого языка исключены для дальнейшего исследования как названные работодателями однократно.

следующих результатов: a) реальной потребности предприятий туризма и сервиса в специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием с распределением по конкретным должностям; b) соответствии номенклатуры специальностей (и должностей), входящих в классификатор с номенклатурой, востребованной на туристском рынке; c) составлении перечня «типичных (основных) требований работодателей» к конкретным должностям современных специалистов сферы туризма и сервиса.

2. Разработка государственных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования по специальностям: «Туризм», «Социально-культурный сервис», «Гостиничный бизнес» на принципах преемственности (каждого из трёх звеньев) и его непрерывности, устранения дублирования в содержании учебного процесса; определении оптимальных сроков обучения для каждого профессионально-образовательного уровня.

3. Составление государственного стандарта высшего образования по каждой из перечисленных специальностей так, чтобы содержание начального и среднего профессионального образования входили в первый этап обучения в вузе. И абитуриенты, получившие твёрдые знания начального и среднего профессионального образования, поступив в профильный вуз, имели сокращённый срок обучения. При условии не менее двух лет работы по специальности после получения начального или среднего профессионального образования. Например, если для получения начального образования установлен срок один год, то после его получения абитуриент обучается в ссузе два года, а в вузе - три года (после одного года работы по специальности). Если для обучения в ссузе (после окончания средней общеобразовательной школы) установлен трёхлетний срок, то такой абитуриент обучается в ссузе один год, а в вузе - до получения академической степени бакалавра.

Подготовка туристских кадров в магистратуре и докторантуре осуществляется без сокращения сроков: a) производственная магистратура - 1 год; b) научно-педагогическая - 2 года; c) докторантура - 2 года.

Установить правило:

a) в структуре профильной академии, иметь не менее двух научно-исследовательских институтов, работающих по проблемам туризма и сервиса;

b) в университетах, имеющих профильные специальности, - один научно-исследовательский институт с соответствующим профилем деятельности.

В связи с образованием Единого таможенного союза, привести (по согласованию) ГОСО Республики Казахстан по специальностям «Туризм» и «Сервис» в соответствие с ГОСО Российской Федерации и Республики Беларусь.

Все учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального, туристского образования должны иметь не региональные, а государственные лицензии на деятельность в сфере образования.

Ввести для абитуриентов, поступающих в вузы на туристско-сервисные специальности, кроме показателей ЕНТ, тесты на профессиональную пригодность, как совокупность психофизиологических качеств человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности работы в сфере туризма и сервиса.

В ГОСО туристско-сервисных специальностей увеличить учебное время на ознакомительную, производственную и преддипломную практику, т.к. развитие человеческих ресурсов в мировой туристской индустрии чаще осуществляется на практике во время основной профессиональной деятельности.

Разработать научно обоснованную систему профессионального воспитания будущих специалистов со следующими качествами, востребованными на рынке труда для сферы туризма и сервиса: энергичность, коммуникабельность, организованность и готовность проявить высокие организаторские способности, общительность, ответственность, аккуратность, исполнительность, пунктуальность, доброжелательность, дисциплинированность, инициативность, владение аналитическими способностями, умение работать в команде, умение убеждать и вести переговоры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: