Заключение

Решение первой исследовательской задачипозволило к методологическим основам исследования туристской деятельности отнести:

а) опору на понятие методология, трактующую его как учение, способы организации и построения теоретической и практической деятельности человека, нормативно-рациональное построение типовых программ деятельности человека, динамике формирования новых познавательных установок; рассмотрение схем деятельности людей для воспроизводства и обновления социального бытия, конструирование и преобразование схем деятельности людей, интегрированных в повседневный опыт, анализ обыденного поведения людей, осмысление современной культуры человека;

б) реализацию глобальной цели туризма, начинать с философского и технологического обоснования двух основных социальных функций туризма: спортивно-оздоровительной и познавательной.

По нашему мнению, именно человек, удовлетворяющий свои рекреационные потребности, с его особой системой свойств и состояний, является ключевым звеном иерархии понятий в теории туризма и его теоретическое изучение, с анализом практики, должно быть основополагающим в теме нашего (и аналогичного) исследования.

Решение второй исследовательской задачипривело нас к следующим выводам: для развития активных видов туризма, необходимо рекомендовать туристским фирмам разработку туров по велосипедному туризму (маунтин-байк), восхождению на горные вершины (альпинизм), трекингам (горным, пешим), верховому туризму, водному туризму (рафтинг, путешествия на гребных и парусных судах), дайвинг. Включить в государственный стандарт высшего образования по специальности «Туризм» в качестве специализаций подготовку менеджеров по (перечисленным) активным видам туризма. Программы подготовки менеджеров, инструкторов, тренеров главной целью своей работы должны предусматривать качественное улучшение здоровья занимающихся и продление активного долголетия граждан Казахстана.

Туристское просвещение школьников и студентов должно строиться на следующих принципах: а) туризм - это жизненная потребность, которую цивилизованное человечество осознало в последние 25-40 лет; б) туризм - эффективнее всех других оздоровительных и медицинских средств по снижению заболеваемости населения; в) из всех спортивных и оздоровительных программ только туризм обладает всеми необходимыми компонентами для формирования здорового образа жизни.

Целесообразно восстановить детско-юношеские туристские станции во всех областных центрах и крупных городах страны, а также создать республиканский центр детско-юношеского туризма. Открыть в республике пять (по одной для центральных, северных, южных, западных и восточных регионов страны) детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) с туристской и альпинистской специализацией.

Решение третьей исследовательской задачи позволило нам сделать следующие выводы:

a) необходимо оптимизировать визовые и регистрационные процедуры, расширить безвизовую регистрацию туристов, прибывающих из стран со стабильной экономикой и внутриполитическим положением; b) расширять практику участия представителей Казахстана в международных туристских выставках на территории государств, формирующих потоки туристов в нашу страну; с) установить налоговые преференции туристским организациям, работающим на приём, и снизить налогообложение туристских фирм на 25% от объёма дохода, который получен от программ по внутреннему и въездному туризму.

Необходимо совершенствовать отечественное законодательство в сфере туризма. Рациональная законотворческая деятельность в области туризма принесёт позитивные социально-экономические результаты.

Из всего многообразия международного опыта стратегического и текущего планирования устойчивого развития туристской индустрии в Республике Казахстан целесообразно использовать рекомендации ЮНВТО и Российской Федерации. Стратегическими целями развития отраслиследует обозначить: постоянное повышение конкурентоспособности, усиление маркетинга, реализации мер по продвижению и пропаганде всех видов туризма, развитие рынка туристских услуг (увеличение количества туристских организаций, их персонала и клиентов, за счёт внедрения новых форм и видов туристской деятельности), снижение бедности (путём создания дополнительных рабочих мест и расширения круга участников туристского процесса), охрану окружающей среды и воспитание туристской культуры (за счёт практической реализации глобального этического кодекса туризма).

Из российского опыта целесообразно использовать создание условий беспрепятственного доступа туристов к средствам связи, страхованием рисков, связанных с прохождением туристских маршрутов повышенной опасности, применение индикативного рекомендательного планирования.

Разработка и внедрение вспомогательного счёта туризма (ВСТ) выявили ряд крупных теоретических проблем глобального масштаба. Проведённые исследования обосновывают необходимость уточнения либо изменения главных признаков основополагающего понятия «турист». С точки зрения количественных и содержательных инструментов измерения эффективности туристской деятельности ВСТ, «турист» - это понятие более широкое, чем «лицо, путешествующее с целью досуга, рекреации и отдыха». «Туристы - это все лица, путешествующие с любыми целями, за исключением занятий деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте». Подобного рода изменения кардинально меняют представление о характере воздействия туризма на экономику и социальную сферу РК (и других стран), а также системе оптимального государственного управления туристской деятельностью.

Решение четвёртой исследовательской задачи привело нас к следующим выводам: до появления новых информационных технологий потребители туристского продукта не могли оценить его качества до покупки. Вхождение Интернета на туристский рынок дало возможность: немедленного доступа к обширной и глубокой информации потребителя о любом туристском продукте; предоставить информацию и услуги бронирования большому числу потребителей по сравнительно низким ценам; обеспечить туристским предприятиям прямой доступ к потенциальному потребителю, т.к. интернет-пользователи - это люди, как правило, состоятельные, образованные и интересующиеся путешествиями. Внедрение цифрового телевидения (в том числе, цифрового кабельного ТВ), расширяет число людей, имеющих прямой доступ к информации о турпродуктах в режиме онлайн, т.к. достаточно дать команду приставке JDTV и потребитель окажется в магазине электронных продаж провайдера телеуслуг.

Решение пятой исследовательской задачи позволило нам сделать следующие выводы: структурно-содержательный анализ истории взаимодействия ЮНВТО с другими странами - действительными членами этой организации и собственного опыта Казахстана, выявил следующий потенциал сотрудничества Республики Казахстан и ЮНВТО. Эффективность этого сотрудничества возрастёт если: a) продолжить внедрение ВСТ, что позволит не только сравнивать свои успехи с достижениями конкурентов, но и анализировать причины нашего отставания по отношению к другим государствам- членам ЮНВТО; б) сосредоточить усилия всех исследователей в формировании единого банка данных, об основных ТРР на казахстанском участке ВШП по проекту ЮНВТО «Великий шёлковый путь»; в) продолжить исследования на отечественном туристском рынке труда в связи с внедрением стандартов качества туристского образования «UNWTO - TedQual»; г) активизировать участие Национальной туристской администрации в программах ЮНВТО, способствующих укреплению статуса Казахстана, как привлекательного туристского направления и обеспечивающих выгодную позицию страны в международном туристском сообществе; д) использовать имеющиеся возможности ЮНВТО по применению новых инновационных технологий и привлечения инвестиций для реализации прорывных проектов по созданию в Казахстане международных туристских центров.

Решение шестой исследовательской задачи привело нас к следующим выводам: 1) Государство почти не представлено на рынке труда в сфере туризма и сервиса. В период с 2004 по 2006 гг. зарплата работников отечественных частных турфирм росла очень медленно (соответственно с 17003 тенге до 27532 тенге), а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшилась.

2) Основная численность работников гостиниц и ресторанов РК (28000 человек) сосредоточена на частных предприятиях. Самая высокая зарплата в 2008 году (91963 тенге) была у работников гостиниц и ресторанов, принадлежащих юридическим и физическим лицам других государств.

3) Несколько иная картина с кадровым составом и заработной платой санаторно-курортных учреждений. Основная часть работников этой сферы в 2008 году (286400 человек) трудилась на государственных предприятиях.

4) Аналогичная картина наблюдается в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта. Основная часть работников этой сферы (58800 человек), в 2008 году трудилась на госпредприятиях.

5) Для совершенствования планирования количественных и качественных показателей подготовки кадров, необходимо определить уровень эффективности действующих работников сферы туризма, что нами и сделано.

6) В последующие несколько лет на рынке труда в сфере туризма будут востребованы менеджеры и специалисты высокой квалификации, согласные работать за невысокую зарплату.

7) В последние пять лет в Казахстане выпуск специалистов с высшим образованием для сферы туризма рос. В период с 2004/05 по 2008/09 учебные годы в ссузах также росла численность подготовленных специалистов со средним образованием.

8)Исходя из требования работодателей к претендентам на должность менеджера туризма, об опыте работы (1-й рейтинг) следует разрешать практику перевода студентов ФТ на график свободного посещения, начиная со 2 курса, после прохождения первой производственной практики. Это относится к тем студентам, которые положительно зарекомендовали себя на практике и оставлены на постоянную работу в туристской фирме. В этом случае наш студент сможет либо закрепиться на данном рабочем месте (и быть трудоустроенным по окончании вуза), либо получить опыт работы и преимущество для занятия другой вакансии по сравнению с выпускниками других учебных заведений.

Установлено, что от 25 до 30% всех требований, предъявляемых к претендентам на должность менеджера туризма, относятся к психофизическим качествам человека. Поэтому, кроме тестов ЕНТ поступающих на специальность «Туризм» и «Сервис», целесообразно тестировать на определение коммуникативных, организаторских способностей и типа темперамента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: