Под конфликтом понимается отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными личностями или группами.
Конфликты могут быть:
- функциональными, они ведут к повышению эффективности организации
- дисфункциональными, приводят к снижению личной удовлетворенности
Типы конфликтов:
- внутриличностный (к одному человеку предъявляются различные требования);
- межличностный (столкновение личностей);
- конфликт между личностью и группой (ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности);
- межгрупповой;
- скрытый (затрагивают обычно двух человек, которые стараются не показывать, что они конфликтуют);
- открытый.
Причины конфликтов:
- недостаточная согласность и противоречивость целей групп и определенных личностей;
- устарелость форм структур, не четкое разграничение прав и обязанностей работника;
- неодинаковое отношение к членам трудового коллектива;
- противоречие между функциями и видом трудовой деятельности;
|
|
- неопределенность перспектив роста;
- неблагоприятные условия;
- психологические особенности;
- факторы, которые мешают достижению людьми:
а) цели трудовой деятельности;
б) вторичных целей трудовой деятельности;
- несоответствие каких-либо поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям, обычаям.
Конфликты, которые возникли в трудовом процессе, вызываются факторами, препятствующими достижению людьми главной цели трудовой деятельности. К числу подобных факторов относят следующие:
1) технологический процесс
2) отсутствие или частичное отсутствие исполнения функциональных обязанностей в системе «руководство – подчинение». Важными причинами возникновения конфликтов являются:
1) взаимная связь людей
2) нерешенные вопросы
3) нарушения в системе «руководство – подчинение»
Методы разрешения конфликтных ситуаций.
Существует две группы эффективных способов управления конфликтной ситуацией:
1. Структурные методы
- разъяснение требований к работе,- общеорганизационные комплексные цели.,- структура системы вознаграждения.
2. Межличностные методы
- уклонение,- сглаживание,- принуждение,- компромисс,-решение проблемы
Существует несколько стратегий поведения оппонентов в конфликтной ситуации. Их основные типы:
1) мирное сосуществование. 2) приспособление. 3) силовое решение. 4) поиск компромисса. 5) окончательное разрешение.