1. Реконструируйте ситуацию, в которой в процессе взаимодействия один из коммуникантов использует высказывания типа:
«Кушай супчик»; «Кашку будешь?»; «Откушайте селёдочку с лучком?»; «Картошечку с маслицем сначала, а потом редисочки, грибочков, колбаски, творожку?».
О чем свидетельствует употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов?
2. Почему в приводимом ниже примере коммуниканты, реализуя цель «выработки единой концепции учебного пособия» и имея единое коммуникативное намерение, выбирают различные стратегии взаимодействия?
Прокомментируйте отрывок из диалога.
Коммуникант «А»: Мой недостаток – сложные предложения, тяжеловесность изложения.
Коммуникант «Б»: А я очень хорошо умею подавать материал и находить интересные примеры.
3. В русской лингвокультуре коммуниканты довольно часто прибегают к словосочетаниям типа синий чулок, желтый дом, желтая пресса, красный фонарь, зелена аптека. Есть также и такие выражения, как синяя птица, черная кость, цветные, розовые и голубые. Есть и зеленые, были Красная Армия, Белая гвардия. Признаками благородного происхождения считались белая кость и голубая кровь. Что обозначают соответствующие выражения?
|
|
Скажите, какое значение имеют здесь цветообозначения? Объясните, почему упоминаются именно данные цвета. Это случайно? А как в других культурах? Имеются ли в других культурах аналогичные выражения? Сохраняются ли в них символические значения у цветообозначений?
4. В студенческой столовой ценник: «Беляши студенческие». Студенты покапают эти беляши, едят их и не вздрагивают от страха. Почему результат коммуникации следует признать скорее положительным, чем отрицательным? По каким критериям это можно определить?
Из чего сделана начинка беляшей студенческих? (Ср.: котлеты мясны е, котлеты рыбные, котлеты овощные, сосиски говяжьи, сосиски свиные, рагу овощное и т.д.).
Какие сведения активизируются при названии упомянутых объектов? О каких моделях интерпретации можно говорить (ср. медвежья шуба), анализируя эти примеры? Какие словообразовательные маркеры соответствуют каждой из этих интерпретаций?
В каких случаях номинативные стратегии некорректны? В чем? Почему?
5. Ниже следует некоторый ряд высказываний, обычных для речевой практики и известных практически каждому представителю нашей лингвокультуры. Проанализируйте эти высказывания и скажите:
· В каких дискурсивных условиях порождены эти высказывания?
· Каков адресант этих высказываний?
· Кому адресуются эти высказывания?
· Почему адресант прибегает именно к этим средствам, чтобы достичь своей - цели? Существует ли в русской лингвокультуре иные языковые средства, - адекватные соответствующим дискурсивным условиям?
|
|
· По каким параметрам, свойственным функционированию вербального кода, вы распознаете дискурсивные условия?
- Гордись, это твой город!
- Люби свою Родину!
- Люби свой город!
- Здесь никого нет.
- Меня здесь нет.
6. По мнению В.Д. Девкина, для выражения неопределенности в нашей культуре существует возможность использовать диминутивы от обозначений строго отмеренного количества, например: годика два это продлится; больше, чем месячишко, я там не выдержу; все будет готово недельки через три; денька два ему на это понадобится; зайдите через часок; минутку придется подождать; сантиметрик придется нарастить; метрик высотой он будет; еще километриков пять, и мы у цели; сотенку придется добавить; полтинничка я недосчитываюсь; пусть на рублик больше; тысчонку там заработаю; а также фунтик, килограммчик, тонночка, (см.: Девкин, 2002,37)
Как вы считаете, в каких ситуациях и какие коммуниканты используют приведенные в качестве примеров языковые средства? Обоснуйте ваш комментарий.
7. Прочтите следующие фразеологизмы и запишите их фразеологическими единицами с тем же значением.
В чем душа держится _____________________________________________.
Держать себя в руках _____________________________________________.
Пускать пыль в глаза _____________________________________________.
Даром хлеб есть __________________________________________________.
Ползать на брюхе _________________________________________________.
Быть бойким на слова _____________________________________________.
Протянуть ноги ___________________________________________________.
Бить баклуши _____________________________________________________.
Седьмая вода на киселе _____________________________________________.
Перебиваться с гроша на копейку ____________________________________.
Убей меня Бог ____________________________________________________.
Хоть убей ________________________________________________________.
Носом к носу _____________________________________________________.
Оставлять с носом _________________________________________________.
Делать нечего _____________________________________________________.