Во многих производствах в нефтеперерабатывающей и химической промышленности для сжатия и перемещения газов используются компрессорные установки.
Опасности при эксплуатации компрессоров возникают главным образом при недопустимом повышении температуры, давления, а также при образовании взрывоопасных смесей.
Сжатие газовой среды без соответствующего охлаждения приводит к повышению ее температуры. При этом происходит разложение смазочного масла. Особую опасность повышение температуры и разложение смазочного масла представляет для воздушных компрессоров из-за реальной возможности самовозгорания масляных отложений и нагаров.
Для компрессоров, сжимающих горючие газы (этилен, пропилен, водород и др.), основное требование безопасности заключается в строгом соблюдении их герметичности для предотвращения газовыделений в воздух помещения. Во избежание подсоса в компрессор воздуха всасывающие линии газовых компрессоров должны находиться под постоянным избыточным давлением газа.
|
|
Воздушные компрессоры опаснее газовых, так как в них возможно образование взрывоопасных смесей даже от небольших количеств горючих газов, попавших с забираемым воздухом. В газовых же компрессорах образование взрывоопасной смеси возможно лишь при сильном разбавлении газа воздухом.
С целью снижения температуры газа или воздуха при их сжатии предусмотрено охлаждение компрессоров.
Охлаждение сжатого воздуха при выходе его из компрессора также замедляется окислением нагаров и масляных отложений, отлагающихся в трубопроводах и промежуточных емкостях.
Различают воздушное и водяное охлаждение. Воздушное охлаждение применяют в компрессорах низкого давления небольшой производительности, а также в компрессорах холодильных агрегатов, где используются пары легкосжимаемых веществ.
Водяное охлаждение компрессоров предусматривает охлаждение стенок и крышек цилиндров, а для многоступенчатых компрессоров – также охлаждение газа в специальных выносных холодильниках после каждой ступени сжатия.
Водяное охлаждение цилиндров может быть проточным или циркуляционным. Охлаждение циркулирующей водой несколько дороже, но эффективнее и безопаснее; оно применяется на крупных компрессорных станциях. Для удобства наблюдения за циркулирующей водой и ее температурой спуск воды из охлаждающей системы делается открытым.
Температура воды на выходе из рубашки компрессора и выносных холодильников не должна превышать температуру на входе более чем на 15 – 20 °С.
Значительную опасность при эксплуатации компрессоров, особенно воздушных, представляет система смазки. Смазочные масла при высоких температурах начинают испаряться. Кроме того, при обильной смазке часть масла распыляется в сжимаемом воздухе, образуя масляный туман. При наличии в воздухе нескольких процентов масляных паров смесь может взрываться при температуре порядка 200 °С.
|
|
Не меньшую опасность представляет разложение смазочного масла с выделением легких углеводородных газов и образованием нагара. Особенно много нагара отлагается на поршнях цилиндров компрессоров, на выкидных линиях компрессоров и в воздухосборниках. В воздухопроводах и воздухосборниках масляные отложения и нагар подвергаются дальнейшему окислению с образованием нестойких продуктов (перекисей, спиртов, альдегидов), способных к самовозгоранию и взрыву.
Для уменьшения разложения и испарения свойства применяемых смазочных масел (вязкость, температура вспышки, термическая стойкость) должны отвечать требованиям, обусловленным работой компрессора в реальных рабочих условиях.
Отделение уносимого газом масла производится в специальных маслоотделителях. Так как часть масла уносится в виде паров, то иногда для их конденсации газовый поток перед маслоотделителем охлаждается в холодильнике.