Функции телевещания. Трансформации функций в зависимости от исторического периода и типа телекомпаний

Исторически сложились три типа творчества: художественное, научное и публицистическое. Они выделились в отдельные категории, когда стало понятно, что тексты отличаются друг от друга не только формой и содержанием (поэма и диссертация), но и не могут выполнять одинаковую функцию, например, просвещение. Типы творчества решают разные функциональные задачи:
1. Художественный тип => воспитание
Здесь можно отметить содержание телеканала «Культура», где с помощью в частности произведений художественного творчества идет воспитание граждан. Патриотизм, сохранение культурного наследия, созидание и противостояние информационной агрессии – уроки, вынесенные зрителями при вдумчивом просмотре передач. На канале «ТВ-Ц» существует программа «Опасная зона», посвященная проблемам молодежи. В ходе ее создания используются художественные приемы, она нацелена на воспитание нравственно здорового поколения.
Может быть, наступил такой момент в нашей стране..., когда телевидение для нас является важнейшим и заменяющим семью, школу, церковь, искусство, - воспитательным фактором. (Цитата из выступления А.Гордона, ведущего ток-шоу «Стресс», во время прямого эфира программы «Ищем выходы» на радиостанции «Эхо Москвы»)
2. Научный тип => образование
Сюда относятся всевозможные регулярные публикации и циклы передач с дидактическим материалом. Учебное ТВ СССР, современный канал «Школьник – ТВ». Во всем мире действуют различные телевизионные университеты, высылающие своим зрителям лекции и задания и даже выдающие диплом при успешном окончании курса.
3. Публицистический тип => информирование
ТВ-вещание, как и все СМИ, способное удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Пример: программа «Время» 1 канала, «Вести» РТР, «Сегодня» НТВ – рассчитаны на максимально массовую аудиторию.
Телевизионная программа может состоять из произведений трех типов творчества. Важно отметить, что типы творчества соответствуют функциям TV, признанным универсальными. Но какой вид творчества выполняет рекреативную функцию (Рекреация (от лат. recreatio – восстановление) – отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Социологический словарь)? Тип деятельности, развлекающий в чистом виде, - игра.
Телеигры, такие как «Любовь с первого взгляда», «Поцелуй навылет», и др. можно почти полностью отнести к развлекательным программам, но есть элемент воспитания. Молодое поколение на примере поведения героев передач в смоделированных ситуациях формирует свое собственное, в реальной жизни. Критериями, согласно которым на экране сложилась пара, будет руководствоваться юный зритель при выборе спутника жизни, партнера.
Интеллектуальные телевизионные игры «КВН», «Что?Где?Когда?» выполняют не только рекреативную, но и организаторскую функцию, потому что, подобно ток-шоу или телемостам, привлекают массовую аудиторию.
Первый телемост между СССР и США состоялся в 1982г. Вели его В.Познер и Ф.Донахью. Тогда наша страна заявила о «новом мышлении» и открытости миру. Советской аудитории были интересны не столько зарубежные партнеры, сколько «мы – их глазами».
На этих примерах мы убедились, что редко определенная передача несет одну определенную функцию. Вообще, классификация – это некая абстракция. Но без нее невозможно упорядочить поток информации, циркулирующий в обществе. Классификация конкретно ТВ-передач делится на виды: адресная (целевая аудитория), жанровая (по содержанию и по форме) и т.д.
Телевизионная передача должна прежде всего удовлетворять определенную социальную потребность. Значит, найти «нишу» - неудовлетворенную потребность. При создании новой программы авторам важно обратиться «по адресу» - на тот канал, функциям которого соответствует замысел. Журналист должен понимать и прогнозировать результаты телевизионного воздействия на массы людей, то есть осознавать социальную ответственность.
Назначение журналистики состоит в преобразующем воздействии на практику в соответствии с актуальными интересами общества и человека и целями социального прогресса. («Основы журналистики» С.Г.Корконосенко М:2004.)


82.Новости на телеэкране: жанрово-функциональный анализ. Тенденции в развитии информационного вещания. Инфотейнмент.
Новость как жанр СМИ является, по сути, исторически сложившимся универсальным форматом представления информации об окружающей нас действительности. Новостные сообщения и новостные потоки - один из основных инструментов СМИ и в силу их высокой технологичности, и по причине их понятности и доступности максимально большому человеческому сообществу (а требование максимальной масштабности и всеохватности восприятия, как уже было указано, является одним из основных). Новости являются основным инструментом, связывающим разнообразные локальные коммуникационные системы в единую мировую систему массовых коммуникаций. Это возможно потому, что новости из всех журналистских жанров в наименьшей степени несут на себе влияние специфики конкретной редакционной политики. По большому счету, можно без особых усилий любую новость опубликовать в любом СМИ - разумеется, с учетом тематических ограничений: даже совершенно нейтральные сообщения о новостях из мира бабочек будут смотреться достаточно странно в журнале, посвященном вопросам угледобычи; хотя и в этом случае, наверное, может быть легко найдено удовлетворительное решение, не требующее «переписывания» новости. Новости, как правило, рассчитаны на привлечение интереса максимально широкой части целевой аудитории. И это определяет повышенные требования к их виду, процессу производства и обращения, формируя своего рода систему качества, очень похожую на ту, что в последние годы внедряется в производственных комплексах. Новость, таким образом, является исторически и технологически обусловленным минимальным форматом универсального изложения обобщенных представлений об общественно значимых событиях.

Универсальность - синоним независимости. Новостник, в отличие от «отраслевого» или «жанрового» журналистов, может качественно писать на любую тему и для любого СМИ. Есть масса примеров (один из самых наглядных и актуальных - переход телевизионной команды Евгения Киселева на радиостанцию «Эхо Москвы») совершенно безболезненного перехода журналистов-новостников из одного СМИ в другое - иногда совершенно непохожее по формату, редакционной политике, особенностям аудитории.

Качественная новость должна соответствовать следующим требованиям:

· Лаконичность · Технологичность · Оперативность · Понятность · Новизна · Актуальность · Значимость

· Содержательность · Достоверность · Объективность · Интересность · Человечность · Стандартность

Исследования Дзялошинского показало, что люди смотрят новости для того, чтобы узнать:
1) все ли хорошо в мире;2) могут ли они быть спокойны за свою семью;3) безопасно ли все;
Новости выпускаются по схеме:
1) внутренние;2) международные;3) спорт;4) погода;
Около 80-х гг. в Америке появились новости с элементом развлечения. В них была информация о погоде, курсах валют, зрителям напоминалось время. Это касалось, прежде всего, утренних новостей.
Телевизионный магнат Тед Тернер к 70 гг. первым начал использовать спутник для передачи новостей. Тем самым он абсолютизировал такое качество телевидение как «симультанность»(simultanе (фр.) – одновременный, т.е. одновременность демонстрации и наблюдения, параллельно с живой жизнью Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. Аспект Пресс, 2004 г., с. 205). Тэду Тернеру говорили, что новости не нужны, но он видел будущее бизнеса. Он основатель американской корпорации CNN, которая первой начала показывать новости круглосуточно в режиме нон-стоп.
Если ранее на телевидении были дикторы, с отлаженной и безупречной речью, читающие по бумажке, то тут появились репортажи с места событий, корреспонденты.
Инфотейнмент зародился в 80-е годы в США. Начавшееся в те годы падение рейтингов информационных программ, вынудило журналистов изменять формат телевизионных новостей. Изменения коснулись, во-первых, принципа отбора информации – снизилась доля «официоза», возросло число сообщений на социальные и культурные темы. Во-вторых, изменились способы подачи информации: в репортажах на первый план стали «вытаскиваться» детали, интересные всем зрителям. Среди новостей выделилась отдельная группа – информационно-развлекательные программы. Пионером в этом направлении принято считать еженедельную программу «60 минут» (CBS), где ведущие стали активно включать в репортажи свое отношение к событиям, более того, журналисты начали появляться в кадре наравне с героями репортажей, чтобы было совершенно нетипично для американского телевидения. Инфотейнмент возник не из-за прихоти продюсеров американских телекомпаний, а под влиянием изменения интересов аудитории. Первой программой на российском телевидении, которая рискнула сделать ставку на инфотейнмент, стала программа «Намедни» (2001-2004 гг.) Леонида Парфенова. Николай Картозия, шеф-редактор НТВ, в статье «Программа «Намедни»: русский инфотейнмент»[5] отмечал, что при разработке концепции программы журналисты сознательно ориентировались на американский опыт. Своей главной задачей разработчики передачи объявили создание «панорамы главных новостей недели, их экспресс-анализ, обсуждение, выявление причинно-следственных связей и тенденций». В этой задаче нет ничего неожиданного или революционного. Нетипичными для российского телевидения были методы предъявления информации, положенные в основу концепции программы, такие как сокращение времени сюжета, метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, повышенный интерес к деталям, нетипичным героям и нетипическим обстоятельствам. И в чисто информационных программах в настоящее время увеличивается роль развлекательного начала.

Итог:
1. Социологические исследование, проводившиеся в США в конце 70-х годов XX века, констатировали усталость общества от «серьезной» информации. В эти же годы американская журналистика столкнулась с процессом падения рейтингов информационных программ. Об опасности этого явления предупреждали многие исследователи информационного общества. Мозг современного человека перегружен обилием поступающей информации, все чаще встречаются формы «плохой индивидуальной адаптации», о которых предупреждал Э. Тоффлер: «блокирование» пугающей информации, специализация, реверсионизм, «сверхупростительство». Стремление уйти от стрессов и проблем породило бегство от реальности – «эскейпизм». Журналистика не может оставаться в стороне от этих процессов, она должна искать такие формы предъявления информации, которые бы, во-первых, могли преодолеть состояние тревожности человека перед новой информацией, а во-вторых, позволяли бы реализовать традиционную для журналистики просветительскую функцию, помочь человеку разобраться в окружающем мире в новых, быстро изменяющихся условиях. Ответом на эти требования стало появление инфотейнмента.

2. Инфотейнмент базируется на традициях интеллектуальной «игры», когда с помощью специальных приемов зритель незаметно втягивается в эвристический процесс. Например, намеренное дробление новости на отдельные факты, образы, мнения, заставляет аудиторию самостоятельно выстраивать полную картину события на основе предоставленного журналистом набора отдельных деталей. Поэтому инфотейнмент представляет собой нечто большее, чем просто подача развлекательной информации. Важнейшей особенностью игры, отличающей ее от других видов человеческой деятельности, является свойство доставлять удовольствие от самого процесса действования, независимо от результата (теория функционального удовольствия К. Бюлера). При этом игра, хоть и не осознается играющими как серьезное действие, способствует развитию человека. Как показал Хейзинга, все виды человеческой культуры: поэзия, философия, музыка, танец, изобразительное искусство, правосудие, ратное дело и др. – возникли первоначально в игровых формах. Таким образом, инфотейнмент, опираясь на игру, обращается к глубинным свойствам человеческой психики.
3. Релаксирующее начало в информационно-аналитических программах проявляется как на уровне содержания, так и на уровне предъявления информации. Влияние инфотейнмента на содержание характеризуется тем, что объектом внимания журналиста часто становится не только суть явлений, событий, но яркие детали происходящего, иногда не имеющие особого значения для раскрытия темы, но обогащающие сюжеты образно и эмоционально. Другая тенденция состоит в том, что социальные и политические изменения начинают иллюстрироваться через изображение конкретного («частного») человека. На уровне предъявления информации заметны следующие приемы: визуализация проблемы, яркая образность, преднамеренное упрощение информации, обыгрывание кадра, повышение роли репортера (иногда он сам становится частью репортажа). Важную роль в подаче материала играют лингвистические приемы – языковая игра и ирония. Также можно отметить драматизацию репортажей, когда в них вводится элемент интриги, и сравнительно быстрый темп подачи информационных сообщений в программах, использующих принципы инфотейнмента. Все вышеназванные приемы не только привлекают внимание аудитории, но через игру способствуют ее просвещению. В этом отношении показательной является программа «Времена», в которой игровые элементы (интрига, распределение ролей, соревновательный момент) гармонично сочетаются со статистическими данными и результатами экспертных исследований.
4. Использование (неиспользование) приемов инфотейнмента в значительной степени зависит от концепции телевизионной информационной программы. Этот вывод можно сделать на основании проделанного нами сравнительного анализа трех еженедельных информационно-аналитических программ: «Зеркало», «Времена», «Неделя». С другой стороны, ирония и самоирония, интертекстуальность, языковая игра, лежащие в основе эстетики постмодернизма, прочно вошли в журналистскую практику вместе с ценностями масскультуры. Поэтому даже в ежедневных новостных программах, провозглашающих объективность и отстраненность в подаче информации, сегодня все заметнее становится присутствие игрового начала.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: