Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
а) С окончанием «- Ы».
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
| Панама панамы | Филин филины |
| Минута минуты | Кабан кабаны |
| Ягода ягоды | Пион пионы |
| Поляна поляны | Буфет буфеты |
| Канава канавы | Батон батоны |
| Вагон вагоны | Бутон бутоны |
| Банан бананы | Диван диваны |
| Букет букеты | Бидон бидоны |
| Билет билеты | Томат томаты |
б) С окончанием «- И».
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
| Кубик кубики | Веник веники |
| Пудель пудели | Паук пауки |
| Петух петухи | Тюлень тюлени |
| Педаль педали | Олень олени |
| Медаль медали | Лебедь лебеди |
| Домик домики | Бутыль бутыли |
в) с окончанием «-Я».
Тополь тополя
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
Упражнение «КТО У КОГО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит:
«Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай».
Логопед: Ребенок:
У кошки - котята.
У утки - утята.
У коровы - телята.
У гусыни - гусята.*
*При отсутствии нарушений звукопроизношения [c’]
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в образовании, различении и употреблении приставочных глаголов.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки, вода и различная посуда.
Ход игрового упражнения.
а) Образование глаголов по демонстрации действия.
Логопед демонстрирует действие и произносит начало фразы, ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Воду в чашку... налили.
Воду из чашки... вылили.
Цветы водой... полили.
б) Завершение предложений словом, подходящим по смыслу, с опорой на сюжетную картинку и вопросы логопеда.
Логопед:Ребенок:
Дети воду в лейку (что сделали?) налили.
Мальчики водой цветы (что сделали?) полили.
Наташа и Галина воду из ведра (что сделали?) вылили.
Зимой ребята водой каток (что сделали?) залили.*
(Аналогичную работу можно провести с глаголами: мыли, умыли, помыли, вымыли).






