Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.
а) подбор антонимов к именам прилагательным.
Логопед: Ребенок:
Длинный карандаш короткий карандаш.
Горячий кофейник холодный кофейник.
Большой апельсин маленький апельсин.
Утренний туман вечерний туман.
Грустный мальчуган радостный мальчуган.
б) подбор антонимов к глаголам.
Открывать багажник закрывать багажник.
Одевать малыша раздевать малыша.
Опускать голову поднимать голову.
Разрешить гулять запретить гулять.
Завязать передник развязать передник.
Начать разговор закончить разговор
Упражнение «БАБУШКИНО УГОЩЕНИЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед рассказывает, что в гости к бабушке приехал внук. Для него она приготовила угощение. Затем логопед показывает картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ребенка ответить на вопрос: «Чем бабушка угощала внука?».
Логопед: Ребенок:
Бублик Бубликом.
Баранка Баранкой.
Пирожное Пирожным.
Конфета Конфетой.
Печенье Печеньем.
Персик Персиком.
Котлета Котлетой.
Упражнение «КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, кем ты будешь, когда вырастешь».
Ребенок:
Я буду летчиком.
Я буду доктором.
Я буду пастухом.
Я буду кузнецом.
Я буду танцором.
Я буду боксером.
Я буду лесником.
Я буду шахтером.
Упражнение «С ЧЕМ БАНОЧКИ?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «С».
Ход игрового упражнения.
Логопед просит ребенка ответить на вопрос: «С чем баночка, если в ней…»
Логопед: Ребенок:
повидло. С чем баночка? Баночка с повидлом.
Кипяток. Баночка с кипятком.
Ряженка. Баночка с ряженкой.
Компот. Баночка с компотом.
Горчица. Баночка с горчицей.
Капуста. Баночка с капустой.
Селедка. Баночка с селедкой.
Паштет. Баночка с паштетом
Бульон. Баночка с бульоном.