Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его «ласково».
а) с суффиксом – К -.
Логопед: Ребенок:
Стена стенка
Шляпа шляпка
Пчела пчелка
Блуза блузка
Крыша крышка
Тропа тропка
Слеза слезка
Штора шторка
б) с суффиксом – ЧК -, - ЧИК-.
Брюки брючки
Штука штучка
Злюка злючка
Птица птичка.
Стул стульчик.
Птенец птенчик.
в) с суффиксом – Ц -.
Дверь дверца
Блюдо блюдце.
Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: клубок, звонок, хвост, столб, платок, шнурок, значок, дворец, станок, крючок, гвоздь, пловец, флажок, шланг.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего (кого) не стало?».
|
|
Ребенок:
а) Клубка б) Звонка в) Кружка
Хвоста Столба Гвоздя
Станка Шнурка Пловца
Значка Платка Флажка
Дворца Крючка Шланга.
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных от глаголов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит глагол и дает образец образования существительного. Затем просит ребенка изменить слова по предложенному образцу.
а) с суффиксом – К -.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Спешить спешка. Сказать сказка
Связать связка. Свалить свалка.
Плясать пляска. Красить краска.
Стирать стирка. Трясти тряска.
Собрать сборка. Следить слежка.
б) с суффиксом – ЧК -.
Спать спячка. Скакать скачка.
в) с суффиксом – Б -.
Дружить дружба. Служить служба.
Просить просьба. Стрелять стрельба.
Упражнение «НАЗОВИ ЧЕТВЕРТОЕ СЛОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
2. Развивать логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку поиграть и обращается к нему с вопросом: «Каким будет четвертое слово?»
Логопед: Ребенок:
Человек - дети, птицы - птенцы.
Огород – овощи, сад - фрукты
Овощи – грядка, цветы - клумба.
Бутылка – пробка, кастрюля - крышка.
Копать – лопата, сгребать - грабли.
Фрукты – дерево, овощи - грядка.
Человек – дом, птица - гнездо.
Отвертка – шурупы, молоток - гвозди.
Машина – руль, самолет - штурвал.