Р.Барт «Система моды»
М. Килошенко «Психология моды»
Одежда как и невербальные параметры культуры организована в модельные конфигурации таким образом, чтобы включать закодированную информацию.
Бинарное кодирование в одежде
Существует прямая аналогия между культурными правилами, регулирующими ношение одежды, и правилами, регулирующими речевые высказывания.
Взятые вне контекста предметы одежды лишены значения. Соединенные в костюм, они превращаются в маркеры социальных ролей и контекстов. Большая часть ролей непостоянна.
Изменение статуса и социальные роли мы фиксируем определенными маркерами, играющими смыслоразличительную роль.
Оппозиции:
· сакральная/профаническая
· будничная /праздничная
· свое/чужое
· мужское/женское
· взрослое/детское
· дневное/ночное
· жизнь/смерть
Функции одежды:
· утилитарная
· эстетическая
· социально-консолидирующая (в обрядах инициации все участники одеваются соответственно случаю – зримо подчеркнуть существование социальных границ)
|
|
· идентификации в социуме
· креативно-моделирующая
Свойства одежды:
· стандартность и распознаваемость
· в костюме должны выделятся элементы/признаки, способные символизировать ситуацию, соц роль, назначение
· наличие оппозиций (есть корона-нет короны)
· возможность нейтрализации этих оппозиций
· многозначность символов и маркеров
Символические значения цветов:
священное белое одеяние, мирское-черное одеяние.
Предметы древности, одежда, украшения в те далекие времена воспринимались иначе, чем сейчас. В архаической культуре (начиная от 40-20 тыс. лет до н.э.) и культуре древнего Египта (начиная с четвертого тысячелетия до н.э.) сама одежда, украшения и жилище имели душу и трактовались соответственно. Леви-Стросс обнаружил, что двойственность реального и сакрального проявляется в билатериальной технике татуировки; в ряде племен татуировка лица выполняла функции личной одежды, без которой неприлично было показываться в обществе, причем двойственность реального и сакрального выражалась в татуировке лица с помощью техники удвоения орнамента. Позднее роль посредника между предметами и душой предметов берут на себя маски, орнамент и т.д. Маски являются уже предельно сложными текстами-предметами, соединяющими мир человека с миром сакральным.
В древних империях и государствах одежда, так же как и сегодня, имела две основные функции - утилитарную и символическую. Произведения и творения древнего ремесла и производства поддерживают миропорядок, соединяют человека с богами. В символическом плане - это выливается в изображение и обозначение всего того, что происходит в мире богов.
Можно вспомнить, например, высказывание А. П. Чехова, который как-то заметил, что «для того, чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не нужно тратить много слов, не нужно говорить о ее жалком несчастном виде, а следует только вскользь сказать, что она была в рыжей тальме».
добавить про монахов, носили одежду умерших