Одежда как культурно-семиотическая система. Функции одежды. Параметры семиотического анализа одежды

Р.Барт «Система моды»

М. Килошенко «Психология моды»

Одежда как и невербальные параметры культуры организована в модельные конфигурации таким образом, чтобы включать закодированную информацию.

Бинарное кодирование в одежде

Существует прямая аналогия между культурными правилами, регулирующими ношение одежды, и правилами, регулирующими речевые высказывания.

Взятые вне контекста предметы одежды лишены значения. Соединенные в костюм, они превращаются в маркеры социальных ролей и контекстов. Большая часть ролей непостоянна.

Изменение статуса и социальные роли мы фиксируем определенными маркерами, играющими смыслоразличительную роль.

Оппозиции:

· сакральная/профаническая

· будничная /праздничная

· свое/чужое

· мужское/женское

· взрослое/детское

· дневное/ночное

· жизнь/смерть

Функции одежды:

· утилитарная

· эстетическая

· социально-консолидирующая (в обрядах инициации все участники одеваются соответственно случаю – зримо подчеркнуть существование социальных границ)

· идентификации в социуме

· креативно-моделирующая

Свойства одежды:

· стандартность и распознаваемость

· в костюме должны выделятся элементы/признаки, способные символизировать ситуацию, соц роль, назначение

· наличие оппозиций (есть корона-нет короны)

· возможность нейтрализации этих оппозиций

· многозначность символов и маркеров

Символические значения цветов:

священное белое одеяние, мирское-черное одеяние.

Предметы древности, одежда, украшения в те далекие времена воспринимались иначе, чем сейчас. В архаической культуре (начиная от 40-20 тыс. лет до н.э.) и культуре древнего Египта (начиная с четвертого тысячелетия до н.э.) сама одежда, украшения и жилище имели душу и трактовались соответственно. Леви-Стросс обнаружил, что двойственность реального и сакрального проявляется в билатериальной технике татуировки; в ряде племен татуировка лица выполняла функции личной одежды, без которой неприлично было показываться в обществе, причем двойственность реального и сакрального выражалась в татуировке лица с помощью техники удвоения орнамента. Позднее роль посредника между предметами и душой предметов берут на себя маски, орнамент и т.д. Маски являются уже предельно сложными текстами-предметами, соединяющими мир человека с миром сакральным.

В древних империях и государствах одежда, так же как и сегодня, имела две основные функции - утилитарную и символическую. Произведения и творения древнего ремесла и производства поддерживают миропорядок, соединяют человека с богами. В символическом плане - это выливается в изображение и обозначение всего того, что происходит в мире богов.

Можно вспомнить, например, высказывание А. П. Чехова, который как-то заметил, что «для того, чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не нужно тратить много слов, не нужно говорить о ее жалком несчастном виде, а следует только вскользь сказать, что она была в рыжей тальме».

добавить про монахов, носили одежду умерших


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: